Адрес: СПб, пл. Морской славы, д. 1, Телефон: +7 (812) 322-6052
Как добраться от метро: от станции метро Приморская на автобусе №№ 1, 7, 128 или на троллейбусе №№ 10, 11 ехать до ост. «Площадь Морской Славы», 10 минут
Здание Морского вокзала на пересечении Большого проспекта и Наличной улицы относительно молодое по городским меркам – было построено в 1982 году. Его архитектор, Виталий Сохин, получил за разработку и реализацию этого проекта государственную премию. В отсутствии других портов, специализировавшихся только на обслуживании пассажирских (круизных и паромных) судов, Морской вокзал почти 30 лет выполнял эту функцию в одиночку (часть пассажирских судов также прибывала в грузовой порт). Тем не менее, когда на Васильевском острове завершится возведение современного пассажирского терминала «Морской фасад», значение Морского вокзала, безусловно, несколько снизится.
Технические возможности позволяют ему принимать до 1 млн. человек в год. Канал, ведущий к причалам, имеет узкие места и порой недостаточно глубок (до 9 м), в результате чего тяжелые круизные суда длиной больше 200 м не могут маневрировать вблизи причалов. Инфраструктура Морского вокзала включает таможенный и пограничный пункт, причалы для приема небольших круизных и паромных судов, также имеется гостиница и ресторан. Сейчас часть помещений сдается под офисы.
В последнее время была разработана программа развития этой территории. Согласно ей будет возведено новое 13-этажное здание, выполняющее функции пассажирского терминала, бизнес- и торгового центра, а также гостиницы. Затем на месте снесенного нынешнего здания Морского вокзала предполагается построить второй офисный центр и многоярусную автомобильную парковку. Ансамбль зданий имеет необычное расположение, поскольку, как видно из иллюстраций, учитывает важное требование: сохранение перспективы Большого проспекта и соблюдение высотного регламента. Внутри новых зданий будет отведено отдельное пространство под историческую экспозицию, посвященную нынешнему зданию Морского вокзала архитектора В.А. Сохина.
С точки зрения пропускной способности и специализации в работе Морского вокзала ничего не изменится: это по-прежнему будут примерно 1 млн. человек в год (практически – порядка 70-80 тыс. с ежегодным приростом в 5-10%) и среднетоннажные суда, поскольку углубление и расширение подходных путей к «Морскому фасаду» не затронуло акваторию существующего Морского вокзала. Однако изменится сам уровень обслуживания, на чем будут сосредоточены все усилия во время работ по обновлению порта.
Мощное обновление портовой инфраструктуры, которое происходит на Васильевском острове в последние годы – строительство нового пассажирского терминала, обновление существующего, планы по возведению Западного скоростного диаметра, реконструкция Благовещенского моста (бывшего моста Лейтенанта Шмидта) – это все, безусловно, положительные события, которые, надеемся, заметно повысят уровень туристического обслуживания в Петербурге.