От станции метро "Василеостровская пешком" в сторону Невы, 10 минут, колонна находится в саду позади Академии
Если петербуржцу зададут вопрос касательно колонны из цельного куска гранита, то он конечно вспомнит об «Александринском столпе». Но мало кому известно, что в Петербурге, в начале XIX века, появился не один, а целых два гранитных слопа!
Дело в том, что в 1807 году Академия художеств отмечала свой полувековой юбилей. Знаменательное событие было решено отметить подобающим памятником. В качестве нетленного монумента, выступила гранитная колонна, которая … была запасной колонной внутреннего убранства Казанского собора. Ее высекли на всякий случай, если возникнут проблемы с другими колоннами. Но все обошлось благополучно, и Андрей Воронихин, строитель Казанского собора, отдал «сэкономленные излишки» от строительства на памятник.
С 1807 по 1817 год, колонна стояла во внутреннем дворе Академии, пока ее не заменила там гипсовая модель памятнику Минину и Пожарскому. На тридцать лет бессмертное творение Воронихина было отправлено в запасники, пока в 1847 году, архитектор Александр Брюллов не перенес колонну в Академический сад.
Брюллов изменил первоначальный облик монумента. Изначальный римско-ионическую капитель, увенчанную шатром, заменила бронзовая капитель А.П.Ляпина. Ее рельеф состоял из декорированных гирлянд и трех аллегорических женских фигур, олицетворяющих «знатнейшие художества»: живопись, скульптуру и архитектуру. Если первоначально колонна стояла на гроте из естественного камня, то в 1847 году она была помещена на ступенчатый пьедестал красного гранита. Сверху колонну венчает лира – символ искусства.
Отметим, что данный памятник относится к самым малоизвестным монументам Петербурга, ибо далеко не каждый горожанин доходит до Академического сада, а добравшись до него, вряд ли понимает предназначение и смысл колонны.