Как добраться: от Финляндского вокзала ехать до ж-д станции "Ладожское озеро". От станции идти 20 минут по шоссе до маяка, который свободно просматривается.
Самый романтический и красивый маяк с богатым и драматическим историческим прошлым петербуржцы могут увидеть не на Финском заливе, а на Ладожском озере. Строительство Осиновецкого маяка, второго по высоте маяка на Ладоге (после Стороженского маяка) было начато еще в 1905-ом году. Его высота от огня до уровня моря достигает 74 метра, а свет прожектора Осиновецкого маяка виден за 40 километров.
Возведение этого инженерного сооружения было сопряжено с различными неурядицами и растянулось на пять лет. Дело в том, что подрядчик, выигравший конкурс на строительство Осиновецого маяка, быстро разорился, а новых желающих взять на себя ответственность за сложную стройку не нашлось. В итоге, работы велись силами управления водного транспорта Российской империи за счет скудных бюджетных средств.
Не секрет, что навигация по Ладоге всегда была сложной и опасной. Сильные ветры, многочисленные острова и подводные рифы губили плавающие по озеру корабли еще в глубокой древности. В 18 веке Петр Первый был даже вынужден построить Ладожский канал, чтобы корабли с зерном для его новой столицы не испытывали судьбу в волнах древнего "озера Нево". Как говорит нынешний смотритель маяка Олег Карепанов «Ладожское озеро не охарактеризовать — это непредсказуемый водоем. Не озеро — а море, только пресное. Волны — огромные, швыряют суденышки из стороны в сторону, как щепки, даже на расстоянии 20 км видно».
За сто лет своего существования Осиновецкий маяк ни разу не ремонтировался и не перестраивался. Единственное изменение затронуло фонарь маяка. Раньше он был керосиновый, и смотритель маяка должен был каждый вечер несколько раз преодолевать 366 ступенек, ведущих вверх, чтобы создать на верхней площадке запас керосина на всю ночь. Сегодня электрическая 500-ватная электрическая лампа на маяке зажигается автоматически.
Самым славным часом в истории маяка стали годы Блокады Ленинграда. Именно к его подножью 12 сентября 1941 года пришел первый караван с продовольствием для ленинградцев с Большой земли. До этого побережье около мыса Осиновец считалось опасным, и суда сюда не приставали, но в 1941 году у защитников города не осталось другого выхода, кроме как принимать грузы на необорудованном берегу. Бурное озеро топило десятки барж и кораблей, но на их место шли новые суда с хлебом... И так до самой победы.
Осиновецкий маяк действует до сих пор. С апреля по ноябрь, в период навигации на Ладоге, его 500-ватная лампа загорается каждые четыре секунды, указывая путь заблудившимся кораблям. Любопытно, что сегодня Осиновецкий маяк находится в ведении Министерства обороны, но любопытные туристы могут без большого риска преодолеть окружающую его ограду и осмотреть сооружение вблизи.