Наличие Великого человека и Конного памятника Великому человеку считается обязательным условием для всякой маленькой страны, желающей преуспеть. Финляндия не является исключением, и тоже может похвастаться конным монументом. Это памятник Карлу Густаву Маннергейму, который стоит в Хельсинки на площади им. Маннергейма, на том месте, где шоссе им. Маннергейма проходит мимо Дома почты. Идея создания памятника Маннергейму овладела умами финнов еще в 1920-хх годах. «Мысли нашего народа вновь возвращаются с уважением и благодарностью к Маршалу Финляндии, его благородной личности и всему тому, что он сделал для блага своей страны – как в военные, так и в мирные годы». Поскольку на тот момент самым выдающимся деянием Маршала Финляндии была победа над собственными согражданами в короткой, но ожесточенной гражданской войне 1918 года, неудивительно, что дискуссии вокруг установки монумента активизировались в 1928 и 1938 годах, в 10-ую и 20-ую годовщину окончания гражданской войны. «Наша освободительная армия персонифицируется в образе своего руководителя Каарле Кустаа Маннергейма. Поэтому будет уместно, если первый конный памятник в Финляндии, медь для которого будет добыта из отечественных рудников и который выполнит отечественный скульптор, представит Белого генерала, каким он прибыл во главе своей армии в Хельсинки в тот незабываемый майский день 1918 г.» писала газета «Хельсинские известия».
Маннергейм принимает парад Белой гвардии в Хельсинки. Май 1918 года
Монумент Маннергейму должен был стать частью плана перестройки центра финский столицы. Его планировали установить перед зданием новой городской ратуши, которую хотели построить на месте современного хельсинского автовокзала. Облик памятника тоже не вызвала никаких вопросов. Маннергейм должен был быть изображен на коне, принимающим парад белых войск, вступающих в Хельсинки 16 мая 1918 года. Этот образ Маннергейма считался в Финляндии каноническим, и в течение нескольких десятилетий финские школьники должны были его рисовать «по памяти» на уроках рисования.
Для создания памятника в 1938-1939 годах был объявлен сбор средств, осуществляемый силами студентов-энтузиастов. Подписные листы были вывешены во всех церквях, школах, ратушах и казармах, но начавшаяся Зимняя война (1939-1940 гг.) поставила крест на первом проекте хельсинского «Медного всадника». Последующие пять лет миролюбивый финский народ провел в боях и походах, по результатам которых сам Маннергейм высказалcя против установки ему прижизненного монумента. Да и финансовое положение Финляндии, вынужденной выплачивать контрибуцию СССР, не способствовало тратам на помпезные скульптуры.
К началу 1960 годов отцы города Хельсинки снова вернулись к вопросу о памятнике Маннергейму. На тот момент пикантность ситуации заключалась в том, что достигший своего апогея официальный культ Маршала совпал с начавшейся либерализацией внутриполитической жизни Финляндии. Многие ранее запретные темы стали доступны для обсуждения, наступила эпоха разоблачения кровавого прошлого и срывания покровов. Разумеется, критики не обошли вниманием и светлый образ маршала Маннергейма. Со страниц левой и рабочей прессы «Великий белый человек» предстал как «беспринципный иностранный палач, восхищавшийся императором и ненавидевший финский трудовой народ». Памятник, конечно, ставить надо, но не Маннергейму, а его жертвам, сгинувшим в лагерях.
Все это породило корректную дискуссию и мирные демонстрации, однако 4 июня 1960 года, в день рождения Маннергейма, памятник маршалу все-таки был открыт. Автором монумента был финский скульптор Аймо Тукиайнен, работавший над ним шесть лет, с 1954 по 1960 год. Маршал изображен сидящим на коне высоко над толпой, подтянутый и сохранивший осанку даже в старости. Маннергейм облачен в мундир образца 1936 года и держит в руке маршальский жезл, выступая в качестве «вождя народа, сохранившего независимость».
Всего в Финляндии на настоящий момент существует девять памятников маршалу Маннергейму.
Сегодня финские кинематографисты по-новому раскрывают образ бессмертного маршала.