Адрес: СПб, Адмиралтейский проезд, д. 1
Как добраться от метро: от станции метро Невский проспект пешком по Невскому пр. в сторону Невы (уменьшение нумерации домов), 15 минут
«Адмиралтейская игла» воспетая поэтом неразрывно связана с обликом города на Неве: «...И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла...» Речь идет не о мифе, а об объективной реальности. Все 300 лет существования Петербурга прошли под сенью Адмиралтейского шпиля.
Адмиралтейство было задумано Петром как крупнейшая верфь на Балтийском побережье. В походном журнал царя от 16(5) ноября 1704 года существует запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен». Чертежи «Адмиралтейского дома» утвердил лично Петр.
Строительство верфи началось не на пустом месте. До начала XVIII века на его месте находилось село Гагуево. Наличие обжитого пространства сильно упростило подготовительные и строительные работы. (Что произошло с жителями Гагуева, историки деликатно умалчивают) Уже в начале 1705 года на Адмиралтейской верфи были заложены первые корабли. 10 мая (29 апреля) 1706 года на воду сошел десятипушечный парм.
Первое здание верфи было построено буквой «П» («покоем»). Эту форму в дальнейшем повторяли и все последующие Адмиралтейства. Длина главного фасада составляла 425 метров, а длина боковых «крыльев» - 213 метров. Строительство судов велось посередине этого пространства.
Поскольку в первые годы существования Петербурга угроза шведского нападения была более чем реальна, Адмиралтейство было обнесено земляным валом с пятью бастионами и рвом. Территория перед рвом была расчищена для ведения артиллерийского огня. Это обширное пустое место, получившее в дальнейшем название Адмиралтейского луга, сыграло важную роль в формирование облика Петербурга. В XIX веке на его месте появились площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая, Адмиралтейская, Разводная. Первые три площади дошли до наших дней, на месте Адмиралтейской площади был разбит Александровский сад, а через Разводную площадь в начале XX века проложили проезд к Дворцовому мосту.
В 1711 году Адмиралтейство подверглось первой перестройке. В ходе этих работ голландский мастер Харман ван Болос установил первый в истории этого здания 72-метровый шпиль с корабликом-флюгером. Голштинский придворный Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике: «На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта».
О кораблике Адмиралтейства существует множество преданий. Есть легенда, что флаги на нем выполнены из чистого золота, а в его носовой части храниться личная буссоль Петра I. По одной версии, кораблик повторяет силуэт первого русского фрегата «Орел», по другой – силуэт первого корабля посетившего петербургский порт. Эти легенды основаны на том, что не один 262 кораблей, построенных в Адмиралтействе за годы царствования Петра, не имеют ничего общего с корабликом на шпиле.
Кораблик ванн Болоса простоял на шпиле Адмиралтейства до 1815 года. Затем, в ходе ремонтных работ он был утерян и заменен на второй кораблик, который нес свою вахту до 1886 года. Во время очередного ремонта, второй кораблик был помещен в Военно-морской музей. На его место была установлена точная копия. Вес кораблика — 65 кг, длина — 192 см, высота — 158 см.
Под корабликом находится шар. В 1864 году его сделали полым, устроив из него своеобразное хранилище. Внутри шара находится шкатулка, в которой хранятся сведения обо всех ремонтах шпиля, включая капитальные ремонты 1929 и 1977 годов, также хранится петербургские и ленинградские газеты периодов ремонта.
Здания петровского Адмиралтейства были мазанковыми. В 1732 – 1738 году архитектор И. К. Коробов возвел второе, каменное, Адмиралтейство, сохранив общую идею предыдущего здания – «П» образную форму и увенчанный корабликом шпиль над воротами. Несмотря, но новый, более подобающий столице облик, Адмиралтейство сохранило характер промышленного предприятия. Его рвы служившие для доставки строительных припасов со складов Новой Голландии, периодически заполнялись мусором и зарастали. В 1782 году на адмиралтейских вервях начался страшный пожар, чуть было не перекинувшийся на Зимний Дворец. Напуганная Екатерина II распорядилась перенести Адмиралтейство в Кронштадт, но адмиралы, которым совсем не улыбалось переселение из под окон царской резиденции на суровый остров, положили царский указ под сукно.
Флотоводцы оказались весьма дальновидны. К началу XIX века облик коробовского Адмиралтейства уже не соответствовал роскошному облику центра Петербурга. Получалось, что «три луча Петербурга», Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица сходятся к верфи! Это привело к третьей и последней перестройке Адмиралтейства, которую выполнил архитектор А.Д. Захаров. Новая постройка лишилась рвов и бастионов, но идеально соответствовала роли центра имперской столицы. Огромное здание в стиле ампир украшенное 28 скульптурными аллегориями стала главной доминантой Адмиралтейского острова. Фасад нового Адмиралтейства достигал в длину 407 метров.
Верфь на территории Адмиралтейства действовала до 1844 года, после чего строительство судов было перенесено на Ново-Адмиралтейскую верфь в устье Невы. В здание остались только Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. Так же 1709-1939 годах, в помещение Адмиралтейства располагался Военно-морской музей ведущий свое начало от макетной мастерской Адмиралтейства.
С июля 1917 года в здание Адмиралтейства помещался Центрофлот — центральный демократический орган флота. Затем там располагался Военно-морской революционный комитет, Газодинамическая лаборатория, а с 1925 года - Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Ленинградской военно-морской базы.
По легенде, в Адмиралтействе находится самый настоящий ядерный реактор используемый в учебных целях. Прямо над ним находится кабинет директора училища, который своей головой отвечает за безопасность города.