Адрес: СПб, пл. Островского, д.6, Телефон: +7 (812) 380-8050, +7 (812) 710-4103 (администратор)
Как добраться от метро: от станции метро Гостиный двор пешком дойти до Екатерининского парка и обойти памятник Екатерине II, 5 минут
Тем кто сомневаются в петербургском характере Александринского театра стоит обратить внимание на неприметный люк в зрительском фойе этого храма Мельпомены из под которого глухо доносится журчание воды. Как и весь наш город, Александринский театр стоит на болоте, причем на одном из самых топких участков. Вода из этого болота питала речке Кривушу, впоследствии превратившуюся в Екатерининский канал (Канал Грибоедова). Именно поэтому, до начала XIX века это место в самом центре Петербурга остался незастроенным, к радости любителей собирания клюквы и морошки в двух шагах от Невского проспекта.
После победоносного завершения наполеоновских войн, статус России как великой державы был наконец-то признан ведущими европейскими странами. Облик Петербурга должен был соответствовать величию империи и в последующие десятилетия улицы Северной столицы украсились помпезными зданиями в стиле ампир. Александринский театр открытый в 1832 году, к 20-летию победы над Наполеоном, был одним из детищ этого строительного бума.
Здание театра напоминающее античный храм было построено по проекту Карла Росси. В оформление фасада здания были использованы как атрибуты искусства, так и символы воинской славы, напоминающие о славном юбилее, к которому было приурочено строительство Александринского театра.
Отдельного замечания заслуживает крыша и фундамент этого помпезного сооружения. Для потолочных перекрытий Росси использовал цельные металлические конструкции. По тому времени это была передовая технология, вызывавшая много вопросов. Согласно легенде, уверенный в своих выкладках Росси заявил, что если металлические перекрытия рухнут, он готов быть повешенным на их обломках. Произнося эти громкие слова, Росси ничем не рисковал, в блаженную эпоху Николая Павловича, смертная казнь в России, слава богу, была отменена. А под фундамент Александринского театра по венецианским технологиям было забито более 3000 дубовых свай, обеспечивших устойчивость здания на болотистой почве. Некоторые подземные реки были заключены в трубы и каналы.
Имя для театра было выбрано в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.
Сегодня мы знаем Александринский театр как «Дом русской драмы», но изначально на его сцене выступали немецкая и французская труппа, балет, давались оперные спектакли. Только с 1836 года на сцене Александринки стали ставить преимущественно драматические постановки.
Постепенно Александринский театр завоевал репутацию самой известной сценической площадки России. В его стенах Николай I смеялся над гоголевским «Ревизором». Из зала Александринского театра бежал Чехов после провала премьеры «Чайки». Именно представленный на Александринской сцене 25 февраля 1917 года «Маскарад» Всеволда Мейрхольда стал последним спектаклем Российской империи. Роскошный зрительный зал Александринского театра с великолепной акустикой собирал самую изысканную публику. Немногие знают, что в нем стоят те же самые кресла, что и в XIX веке. Театроведам известно на каком месте партера сидели Достоевский, Островский, Чехов и другие наши замечательные классики.
Высокая репутация Александринки была обусловлена высочайшим мастерством актеров выходивших в его стенах под свет рампы. Это и легендарные театральные семейства Каратыгиных, Самойловых, Брянских; В. Аксенов, А. Мартынов, В. Комиссаржевская и многие другие. Именно они сформировали особый «Александринский» стиль игры, где роль четко «рисовалась» при помощи пластики и интонации.
В XIX веке аристократы подъезжали к театру в каретах по галерее, которую сегодня называют «конюшенным фойе» - сейчас там находятся кассы театра. По воздуховодам Александринки подавался аромат французских духов. Для августейших особ на втором этаже театра находилось так называемое «царское фойе», ведущее из директорского кабинета прямо в царскую ложу. Попутно заметим, что в зале есть еще две VIP ложи. Они расположены с правой и с левой стороны от сцены. Одна из них директорская, а вторая «особая», предназначенная для специальных гостей и сотрудников спецслужбы. Кроме директора театра в них может попасть только особо доверенная уборщица.
Стоит ли говорить о том, что после революции все это великолепие пришло в упадок?
На свою беду, творческий коллектив театра после известных событий октября 1917 года занял активную гражданскую позицию, и вместо спектаклей несколько недель митинговал в актерском фойе, переживая за Временное правительство и Учредительное собрание.
Последствия столь опасного политического демарша дали о себе знать спустя десятилетие.
В 1932 году в Ленинграде было торжественно отпраздновано 100-летие Александринского театра. Подвох заключался в том, что коллектив театра вел свою историю от указа Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года об учреждении «Русского для представлений и комедий театра». Теперь же история театра укорачивалась почти на полвека, а старейшими профессиональными театрами России становились Малый и Художественный театр Москвы. С 1937 года Александринский театр стал называться Государственным Академическим театром драмы им. А.С. Пушикна. Название «Александринский» было возвращено театру только в конце 1990-х годов.
Невзирая на все перемены, театр продолжал оставаться важным центром культурной жизни страны. На сцене Александринки работали легендарные советские режиссёры - Леонид Вивьен, Георгий Товстоногов, Николай Акимов, но к концу XX века в творчестве коллектива стали заметны признаки кризиса и упадка. Стремясь спасти ситуацию руководство театра привлекло к работе молодые силы, что повлекло за собой «режиссерскую чехарду», когда в 90-х годах в театре работали десятки режиссеров различных поколений и творческих взглядов.
С началом XXI века в жизни театра началась новая, блестящая, хотя и не лишенная забавных парадоксов эпоха. В 2006 году, Александринский театр помпезно отпраздновал свое 250-летие, тем самым подчеркнув, что считает себя старейшим профессиональным театром России, и ведет свое летоисчисление с 1756 года. К знаменательной годовщине, здание, построенное Росси, было капитально отремонтировано. Что еще важнее, - театр получил передовое сценическое оборудование, что позволяет показывать зрителям самые высокотехнологичные спектакли Европы и Америки.
Нынешний Александринский театр тщательно культивирует свой «Императорский» статус, что проявляется во всем, от бакенбард вышколенных служителей, до цен в буфете, где бутерброд стоит дороже билета на спектакль. Облик «солидного театра для солидных театралов» является очень притягательным для туристов, в особенности для иностранцев, любящих летом посмотреть на сцене Александринки «Кирофф-балет» в постановке Бориса Эйфмана.
Александринский театр позиционирует себя как хранитель академических традиций русской сцены, но на данный момент художественным руководителем актерского коллектива является московский режиссер Валерий Фокин, работающий в творческом партнерстве с московским художником Давидом Боровским-Бродским (что косвенно подрывает теории о петербургских корнях отечественного театра). Забавным моментом является тот факт, что Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, великого революционера русской сцены, отнюдь не питавшего пиетета к академизму. Последние известные спектакли Александринки: «Ревизор», «Женитьба», «Гамлет», демонстрируют верность Фокина мейрхольдовскому наследию. Трапеций с голыми боярами на сцене Александринского театра пока нет, но действие спектакля «Женитьба» разворачивается на катке, по которому фланирует Подколесин в трусах и цилиндре.
Впрочем, как говорил Дэн Сяо Пин, «неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Несмотря на злословие критиков и предынфарктное состояние старых театралов покидающих зрительский зал на двадцатой минуте спектаклей, обновленный Александринский театра вернулся в число лучших театральных коллективов страны, а его постановки неизменно удостаиваются самых престижных наград на национальных и международных фестивалях.
Разумеется, как у всякого уважающего себя петербургского учреждения, у Александринского театра есть свои приметы и традиции. Так, работники театра никогда не ходят напрямик через расположенный перед театром сквер с памятником Екатерине II, и не проходят под боковыми галереями театра. Каждый год, 30 августа, руководство театра совершает паломничество в Петропавловскую крепость, на могилу Елизаветы Петровны, прося безвременно усопшую «веселую императрицу» о небесном покровительстве перед началом нового театрального сезона.