Адрес: СПб, Невский пр., д. 39
Как добраться от метро: от станции метро Гостиный двор пешком по Невскому пр. в сторону реки Фонтанки, 10 минут.
Аничков дворец на углу Невского проспекта и реки Фонтанки был построен по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Эти места тогда были границей Петербурга, потому дворец мог считаться как городской резиденцией, так и загородной дачей. Тяжело поверить, что Невский проспект в то время еще имел вид едва ли не обычной лесной просеки; по этой причине Аничков дворец проектировали фасадом к Фонтанке, чтобы украсить въезд в город.
Практическая необходимость в нем для Елизаветы Петровны была не совсем ясна, т.к. одновременно возводились Зимний дворец, дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Как бы там ни было, под руководством архитектора М.Г. Земцова дворец был построен к 1754 году. Впоследствии им также занимались зодчие Ф.И. Демерцов и Ф.Б. Растрелли.
Это владение императрицы было огромным; усадьба занимала пространство между Фонтанкой и Садовой улицей, то есть достигала мест, где сейчас находится Публичная библиотека; территория была заполнена павильонами и оранжереями. Когда гражданский муж Елизаветы Петровны, певчий Александр Разумовский, уступил место молодому Ивану Шувалову, Аничков дворец был оставлен ему в знак признательности. Так началась длительная история его владения самыми разными фамилиями Петербурга.
Впоследствии Екатерина выкупила Аничков дворец, чтобы повторить поступок своей августейшей предшественницы и преподнести его в дар фавориту - Григорию Потемкину. При новом хозяине многие помещения были переделаны: архитектор И.Е. Старов создал фасады в стиле раннего классицизма, исчезла лепнина и была засыпана гавань; центр дворца украсил треугольный фронтон. Позже, архитектор Дж. Кваренги отстроил торговые ряды в том месте, где находился парадный двор, закрыв, таким образом, обзор дворца со стороны Фонтанки и Аничкова моста. В целом, здание приобрело более строгий вид, который сохранился до нашего времени.
Потемкин от подарка Екатерины II, впрочем, вскоре избавился, продав его купцу по фамилии Шемякин (при этом у Потемкина оставался еще Таврический дворец). История приобрела оттенок анекдота, после того как императрица выкупила его и вторично преподнесла в подарок. Это не помешало фавориту вновь продать дворец в 1785 году – уже в казну. Городские власти долгое время не знали, как применить эти большие помещения с пользой. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров.
Последовала серия значительных перестроек под руководством Кваренги, итогом которых стало каре с аркадой, выходящей на Фонтанку. Новой владелицей стала сестра Александра I Елена Павловна, прожившая во дворце до своего второго замужества в 1817 году. При ней под руководством архитектора Л. Руска появились новые интерьеры в стиле классицизма, например, Желтоколонный зал. Однако своего самого преданного хозяина Аничков дворец приобрел в лице цесаревича Николая, будущего императора Николая I.
Для наследника российского престола были сооружены Сервизный корпус, два дополнительных павильона и установлена чугунная ограда, углом выходящая на Невский проспект и Александринский театр. Хорошо известно, что Аничков дворец Николай I предпочитал Зимнему, и проводил в нем большую часть времени. В частности, не любимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Сюда 23 ноября 1836 года поэт был приглашен на аудиенцию к императору, потребовавшего воздержаться от дуэли. После смерти монарха во дворце жили вдовствующая императрица Александра Федоровна и Николай Николаевич, ожидавший окончания работ по постройке собственной резиденции – Николаевского дворца на нынешней площади Труда.
Следующим царским обитателем двора стал Александр III. Нежелание жить в Зимнем, где умер его отец, дополнилось опасениями за свою жизнь в связи с деятельностью террористов. В результате, со стороны площади была построена глухая стена. Здесь и вырос будущий император Николай II.
После революции в Аничковом дворце размещался Музей города. Но речь шла не только о музее Петербурге: под одной крышей прекрасно уживались Чебоксары и Рим. В начале 30-х богатое убранство интерьеров было продано за границу, а часть работников Музея оказалась на Соловках. В 1937 году городские власти открыли здесь Дворец Пионеров – самый большой в Советском союзе. Занятия в многочисленных кружках с замечательными педагогами посещали шахматист Борис Спасский, Виктор Корчной, театральный режиссер Лев Додин, режиссер Сергей Соловьев, оперная певица Елена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и многие другие. В настоящее время здесь находится Дворец творчества юных, который, с одной стороны, является продолжателем традиций Дома Пионеров, а с другой, является крупным учебным заведением Петербурга, известным под именем Аничков лицей.