Как добраться: от станции метро Гостинный двор, повернуть направо по Невскому и идти 10 минут пешком.
Через реку Фонтанку
Длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Неразводной трехпролетный каменный мост балочного типа.
Один из самых красивых и узнаваемых петербургских мостов, история которого берет начало от времен основания города.
До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Мост «зделали». На его строительство потратили 50 рублей.
Переправа открылась в мае 1716 года. Изображений не сохранилось, но историки Петербурга сходятся в том, что это был один из множества типовых деревянных мостов легкой конструкции. Опоры, как тогда было принято, обили досками и разрисовали под каменные русты – «для виду».
Строили мост люди инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон размещался на правом берегу Фонтанной реки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
На мосту, который тогда был южной границей города, был шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
В 1718 году мост отремонтировали, чтобы доставить к императорскому двору подарок от шаха Ирана – слона и лошадей (животных доставил в город дворянин Андреян Лопухин). В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост еще раз перестроили, сделав подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем – для пропуска парусных судов, и ночью – чтобы в город не забегали волки.
Деревянный мост в сыром климате ветшал быстро, поэтому Аничков ремонтировался много раз - в 1726 и 1742 годах, а в 1749 архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от прежнего.
В честь инженера Михаила Аничкова
Название «Аничков» прочно закрепилось за этой переправой. Мост много раз перестраивался, и всякий раз городские власти пытались переименовать переправу в «Невский мост». Но этот топоним не прижился в Петербурге, мост так и остался Аничковым. Гости Петербурга, не знающие истории моста, называют его Аничковым, с ударением на первом слоге (отчего всплывает образ некоей мифической Анички), а коренные петербуржцы говорят правильно: АнИчков мост, с ударением на втором слоге.
Когда в Петербурге встречали императрицу Анну Иоановну, которой предстояло занять престол после смерти Петра II, на Аничковом мосту возвели деревянные резные триумфальные ворота в честь новой русской императрицы. Ту же арку обновили для встречи следующей императрицы – Елизаветы Петровны. Сооружение, пришедшее в негодность, разобрали в 1751 году.
В середине XVIII века Петербург стал активно застраиваться, границы города отодвинулись. Была создана Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая, в числе других, руководила работами по обустройству берегов малых рек и каналов, и возведению каменных мостов вместо деревянных. В числе первых семи мостов, которые следовало перестроить, был и Аничков мост. Мосты строились по типовому проекту французского инженера Ж.-Р. Перроне (правда, документального подтверждения этому нет) – со средними разводными пролетами, которые поднимались при помощи цепей, и украшены башенками. Чтобы представить себе, как выглядел Аничков мост (он строился в период между 1783 и 1787 годами), достаточно представить себе мост Ломоносова, который также входил в ту «адресную программу», и практически с того времени не изменился. Сохранился еще Старо-Калинкин мост, но он был позже перестроен.
Аничков стал, таким образом, одним из семи первых каменных мостов в Петербурге.
Он исправно служил городу еще несколько десятилетий, а потом оказался узок для широкого Невского проспекта, к тому же деревянные части конструкции стали совершенно непригодными. И в очередной раз Аничков мост подвергся реконструкции. Современный вид переправа получила в 1841 году (проект инженера И. Ф. Бутаца). Работы были завершены в рекордный срок – всего за семь месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире, три пролета выложили из кирпича, опоры моста облицевали гранитом. Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема – с мифическими водными конями – гиппокампами – появляется на первом большом мосту в Петербурге – Благовещенском. Автор рисунка – Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокам был первым – его или Шинкеля?). Башни с моста убрали, вместо них на опорах установили пьедесталы, на которых, как предполагалось, должны были стоять декоративные вазы.
Но вместо ваз в 1841 году на Аничковом мосту поставили четыре конные скульптуры работы петербургского ваятеля Петра Карловича Клодта. Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». появились на западной стороне в 1841. Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу. В течение последующих десяти лет Петр Клодт будет отливать своих коней в бронзе, а император Николай будет дарить их европейским монархам. Таким образом, двойники клодтовских коней и их укротителей появятся в Берлине и Неаполе,; а также в Петергофе, Стрельне и в подмосковном имении Голицыных.
Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. В газетах писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».
Согласно отчету Министерства финансов строительство стоило 195294 рубля серебром.
Но качество работ оказалось неудовлетворительным, и уже через несколько лет инженерная служба зафиксировала деформацию сводов. А через сорок лет, в начале XX века состояние Аничкова моста стало угрожающим. И Аничков мост в 1906—1908 годах перестроили, не меняя его облик. Работами руководил известный архитектор П.В.Щусев.
Аничков мост во время войны
В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.
В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города – гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами).
Последняя реконструкция моста была в 2007—2008 годах.