Адрес: СПб, наб. Обводного канала, д. 120
Как добраться от метро: выход из станции метро Балтийская находится в здании Балтийского вокзала
Справочную информацию о работе Балтийского вокзала можно узнать здесь
Мосты разведены, словно бы острова дельты расцепили руки
Одна из главных достопримечательностей Петербурга – разводные мосты. Полюбоваться их устремленными в небо крыльями ежегодно приезжают миллионы романтиков со всего мира.
Немного о истории Балтийского вокзала. В 1837 году по железной дороге отправился первый в России поезд – из Санкт-Петербурга в Царское село. Новый вид транспорта, несмотря на угрожающий вид, понравился жителям столицы, поэтому железные дороги продолжали стоить. В 50-х гг. было принято решение проложить пути в направлении другой царской загородной резиденции – Петергофа. Строительство этой дороги выпало на очень сложный период – Крымскую войну. Проигрыш в ней сигнализировал, среди прочего, и о том, насколько Россия отставала в экономическом развитии от ведущих европейских стран. К слову, когда в России только начали активно строить железные дороги, на Западе уже выдвинули проект метро, который стал реализовываться уже в 1863 году.
Сложная экономическая ситуация, казалась, должна была сильно затормозить прокладку Петергофской дороги. Тем не менее, благодаря вмешательству барона А. Штиглица и Фелейзина, взявшегося финансировать проект, строительство удалось завершить.
Участок был выделен на берегу Обводного канала, чуть в стороне от будущего Варшавского вокзала, строительство которого в это время уже велось. Первое название вокзала (с 1853 по 1872 годы) – Петергофский. Автором здания стал известный в то время архитектор А.И. Кракау, взявший за основу облик Восточного вокзала в Париже. К основному вокзальному зданию было пристроено два боковых флигеля, в одном из которых располагались служебные помещения, кассы и отделение для багажа, а в другом – комнаты для императорской семьи, полностью изолированные от остальных помещений. Лицевой фасад Петергофского вокзала был украшен большим полукруглым витражом, в который вставили часы фирмы «Павел Буре», в XX веке переведенные на электрическое питание и работающие до сих пор.
Движение поездов с вокзала было открыто 21 июля 1857 года. В первый рейс отправилась делегация с членами императорской семьи и высшими сановниками: спонсор строительства барон Штиглиц, император Николай Первый и именитые чиновники разного ранга. Впоследствии этой дороге часто пользовались Николай I и Александр II, когда собирались в резиденцию в Петергофе. Позже линию «Петербург - Петродворец» продолжили до Ораниенбаума (город Ломоносов), а затем соединили с железнодорожной веткой, соединявшей Гатчину и прибалтийские города Нарва и Ревель (нынешний Таллин). После чего в 1872 году вокзал получил свое современное название – Балтийский вокзал. Торжественное переименование было приурочено к прибытию на платформу Петербурга поезда из Ревеля.
Вскоре вдоль участка железной дороги между Петродворцом и Ораниенбаумом появилось множество загородных домов: среди петербуржцев стало модным проводить лето именно в этих местах, так как ехать на такие дачи на поезде было очень удобно.
Интересно, что именно с Балтийского вокзала отправился первый электрический поезд России. Идея замены паровозов на электрички возникла еще в начале XX века, но ее осуществлению помешали Первая мировая война и Октябрьская революция. В результате к проекту поездов на электрической тяге ленинградские инженеры вернулись только в 1930-е годы.
В 1931—1932 годах Балтийский вокзал был реконструирован. Из-под купола здания убрали пути, боковые входы скрыли, а центральный сделали на месте трехарочных окон. С 1933 года Балтийский вокзал стал принимать и отправлять только пригородные поезда; сегодня по объёму пассажиропотока пригородного сообщения он входит в число крупнейших в России. Из-за возросшего числа пассажиров Балтийский вокзал в XX веке перестраивался. Так, в 1931-1932 годах вместо двух входов в боковые флигели был сделан один большой центральный, а пути вынесены из-под купола за пределы здания. К этому времени с Балтийского вокзала стали отправляться только пригородные поезда. Тем не менее, эта корректива была не последней.
После Великой Отечественной войны, когда в Ленинграде началось активное строительство новых станций метро, к вокзалу в 1955 году пристроили павильон станции метро «Балтийская» (проект архитекторов М.К. Бенуа, А.И. Кубасова и Ф.Ф. Олейника), в вестибюле над входами были помещены скульптурные медальоны, изображающие известных российских флотоводцев: Ф.Ф. Ушакова, М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и С.О. Макарова. В таком виде нам известен современный облик вокзала.
В истории Балтийского вокзала случались и железнодорожные катастрофы. Одной из самых крупных аварий на Балтийской железной дороге произошла в конце XIX века при столкновении поезда, следующего из Ораниенбаума, и стоящего на путях состава из Гатчины. Расследование причин этой катастрофы показало, что ее главным «виновником» стал сильный туман, из-за которого гатчинский поезд вынужден был ехать медленно, а вскоре и вовсе остановился. К счастью, многим пассажирам, вышедшим прогуляться, удалось отбежать от путей при виде несущегося навстречу поезда из Ораниенбаума.
С началом навигации, кактолько Нева освобождается ото льда, по водным магистралям Петербурга начинается коммерческая проводка судов из Ладоги в Финский залив и обратно. Ежегодно через город проходит более 2000 кораблей–сухогрузов, танкеров и барж, многие из которых довольно крупные и достигают 140-160 метров в длину. Период навигации обычно стартует в апреле, а завершается в конце осени. В 2009 году последние караваны судов прошли по Неве в ночь на 1 декабря, но в зависимости от погодных условий навигация может заканчиваться и раньше, и позже этого срока.
В официальном графике разводки значатся 13 мостов, из них дюжина автомобильных и один железнодорожный – Финляндский. Три переправы через Большую Невку – Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты – разводят от случая к случаю и только по специальным заявкам судовладельцев. Остальные – Володарский, Финляндский, Александра Невского, Большеохтинский, Литейный, Троицкий, Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков – в период навигации каждую ночь разрезают город на три части, а для сухопутного транспорта остается единственная связующая невские берега нить – Вантовый мост, расположенный на юго-востоке Петербурга и соединяющий лево- и правобережную части Невского района.
Если вы решили полюбоваться разведенными мостами, но не планируете потратить на это зрелище всю ночь и остаться без сна, то наблюдать развод переправ лучше на том берегу, где вы проживаете.
Одна из визитных карточек Петербурга – разведенные ажурные пролеты Дворцового моста, изображение которого заполонило открытки, туристические справочники и кинокартины о великом городе. Дворцовый перекинут через Большую Неву и связывает левый берег со Стрелкой Васильевского острова. Если вы живете на левом берегу (то есть с той стороны, где Невский проспект, Эрмитаж и прочие приметные места), то самой лучшей для наблюдения будет Дворцовая набережная. На всем ее протяжении от Зимнего дворца до Суворовской площади без помех видны сразу три разводящихся моста – Троицкий, Дворцовый и Биржевой. По левому берегу необычайно красивые виды открываются и с Адмиралтейской набережной – особенно в районе Медного всадника, где вы оказываетесь посередине между Дворцовым и Благовещенским мостами.
Надо отметить, что разводящиеся пролеты большинства мостов находятся довольно далеко от берега, а на неподъемные части моста во время разводки зайти нельзя – от набережных проход перекрывается милицией. Но если вы хотите по-настоящему оценить величие инженерной мысли, близко и в деталях рассмотреть, как многотонное 43-метровое крыло с его проезжей частью, со всеми фонарями и чугунными ограждениями всего за пару минут поднимается к небу – отправляйтесь к Троицкому мосту, на Суворовскую площадь. Здесь судоходный фарватер проходит близко к берегу, а разводная часть моста видна лучше всего.
Прекрасные виды открываются со Стрелки Васильевского острова – отсюда просматриваются сразу несколько разводящихся мостов – вплоть до Литейного, расположенного значительно выше по течению Невы. Все водные переправы Петербурга оснащены художественной подсветкой, которая превращает вроде бы сугубо прикладную задачу проводки грузовых кораблей в торжественную церемонию.
На правом берегу это зрелище лучше всего выглядит от гостиницы «Санкт-Петербург» или от навечно припаркованного перед Нахимовским училищем революционного символа – крейсера «Аврора». Это самое широкое место реки, разделяющейся здесь на Большую Неву и Большую Невку, тут наиболее ощутимы величие и простор главной водной магистрали Петербурга. Хороши также для наблюдения Троицкая площадь у одноименного моста, пляж Петропавловской крепости и участок Мытнинской набережной у Биржевого моста. С последнего пункта особенно красиво выглядит проводка судов на фоне сверкающего в огнях подсветки Зимнего дворца.
Не менее впечатляюще выглядит разводка мостов, находящихся выше по течению от «открыточного» Петербурга. За поворотом Невы у Смольного собора между стилизованными под маяки башенками поднимает пролеты красивейший Большеохтинский мост, а за ним распахивается перспектива на мост Александра Невского, Финляндский и Володарский.
Вообще же время разводки длится довольно долго: каждую ночь она начинается в 1:30 (Благовещенский мост), а заканчивается около шести утра (Володарский). Таким образом, набравшись сил и грамотно просчитав логистику своего путешествия, можно осмотреть все разводные переправы даже в ходе пешей прогулки, не говоря уже о велосипедной или автомобильной поездке по набережным Петербурга.
В последние годы у туристов особенной популярностью пользуются водные путешествия под разведенными мостами на катерах и теплоходах. Такие услуги в изобилии предлагаются зазывалами у плавучих пристаней на Адмиралтейской, Дворцовой и Университетской набережных, с дебаркадеров в Мойке, Фонтанке и канале Грибоедова. Стоимость водной прогулки на многоместном теплоходе или речном трамвайчике обычно значительно ниже цены, заламываемой капитанами малых катеров. При этом перед поездкой полезно точно выяснить предполагаемый маршрут: постоянно ужесточающиеся требования безопасности в акватории Невы не позволяют многим перевозчикам не только прокатить вас под разведенными мостами, но и вообще появляться в зоне судоходного фарватера. И в таком случае вы сможете полюбоваться на мосты с краешку на мелководье, что, по большому счету, равнозначно бесплатному наблюдению с набережной.
Требования безопасности судоходства в дельте Невы устанавливаются Правилами плавания по внутренним водным путям РФ, а также распоряжениями Капитана Морского порта Санкт-Петербург – в его руках сосредоточена верховная власть на невских просторах. И эти требования строго-настрого запрещают владельцам малых судов перевозить петербуржцев и гостей города с берега на берег во время разводки мостов. В реальности же находятся отчаянные головы, готовые рискнуть своей лицензией в погоне за длинным рублем – еще в минувшем году можно было переправиться, например, с Васильевского острова к Адмиралтейской набережной. Каких-то пусть негласных, но установившихся цен на подобную услугу не существует – нам известны случаи, когда один капитан катера запрашивал 500 рублей за четверых, а другой – 800 рублей «с носа» каждого перевезенного.
Так или иначе, в этой ситуации рискует не только отважный речной волк, но и его пассажиры: небольшая лодчонка может и не попасть под тысячетонный сухогруз, но оказаться опрокинутой волной от проходящих кораблей. И наиболее разумными способами форсировать Неву остаются сводящиеся среди ночи на некоторое время мосты через Васильевский остров или далекое путешествие через Вантовый мост.
Завершение в 2004 году строительства первой очереди Вантовой переправы, входящей в комплекс Кольцевой автодороги – революционное событие в жизни Петербурга. Этот мост на отдаленной окраине, официально носящий имя Большого Обуховского, а петербуржцами иногда ласково называемый «вантуз», стал первым неразводным в городе. Сейчас при наличии собственного автомобиля или подходящей суммы в кармане (затраты на такси могут составить до тысячи рублей) разведенные мосты не становятся неодолимой преградой, когда вы торопитесь с берега на берег.
Но этот вариант решения извечной петербургской проблемы (помните, «А потом мосты развели», - оправдывался Бузыкин, герой «Осеннего марафона»?) все же представляется не очень удобным. Слишком далеко, слишком долго и дорого. Строительство Западного скоростного диаметра, высокие мосты которого перекинутся с левого берега на Васильевский остров и далее на Петроградскую сторону, пока пребывает в зачаточном состоянии, и потому на ближайшие годы самым верным способом преодолеть невские глади остается тонкий просчет времени сведения-разводки василеостровских переправ.
Еще не так давно на тридцать-сорок минут сводились все четыре моста, ведущие на Васильевский – Дворцовый и Благовещенский с юга и Тучков и Биржевой с севера. Однако из-за большого технического износа механизмов перестали сводить в середине ночи символ города – Дворцовый мост, а потом и его «напарника» - Биржевой. В результате теперь во время навигации островитяне могут перебраться на Большую землю только через Благовещенский (сводится всего на 25 минут) или Тучков (40 минут), а при верном расчете можно даже пешком миновать оба моста и переместиться с левого берега на Петроградскую сторону или наоборот (что впрочем, много сложнее). Однако если вы действительно торопитесь, то лучше все же не рисковать и взять в такой ситуации такси.
Не успевшие переехать через Васильевский остров устремляются обычно далеко вверх по Неве – к мосту Володарскому, который также временно сводится в течение ночи. Но он находится вблизи от уже упомянутого Вантового моста, и по затратам времени, сил и денег существенного преимущества перед постоянной переправой не дает.
Некоторым утешением и лучиком надежды опоздавшим может служить то обстоятельство, что строго по расписанию проходит обычно только разведение мостов. Если количество кораблей, допущенных к проводке за ночь, оказывается невелико, то сведение мостов иногда происходит много ранее установленного графиком времени, порой даже за час и больше. Спросите у дежурящих на мосту милиционеров – зачастую они владеют исчерпывающей информацией на этот счет.
Разумеется, в истории города бывали всякие непредвиденные происшествия, случавшиеся во время разводки петербургских мостов. Глядя, как большегрузные корабли протискиваются в далеко не самые широкие разводные пролеты, многие зрители с замиранием сердца ждут столкновения судов с быками мостов. Примерно как некоторые любители гонок «Формулы-1» смотрят соревнования не столько из спортивного интереса, сколько в предвкушении возможной трагедии.
Однако подобные ЧП на Неве – большая редкость. Последняя громкая авария случилась в 2002 году, когда сухогруз «Каунас» с двумя тысячами тонн стали на борту врезался в опору Литейного моста и затонул посреди фарватера. Судоходство было остановлено, и толпы любопытствующих в течение нескольких дней глазели с моста и набережной на торчащую из воды верхушку рубки корабля и разворачивающуюся операцию по подъему судна.
Девятью годами ранее не смог разминуться с Финляндским железнодорожным мостом рефрижератор «Комсомолец Татарии» с грузом ряпушки в 500 тонн весом. Корабль получил пробоину и затонул со всей перевозимой мелкой рыбешкой на полпути к следующему по ходу движения мосту – Александра Невского.
Чаще случаются неприятности с отчаянно торопящимися на другой берег жителями города: люди, позабыв об элементарных правилах безопасности или не рассчитав свои силы, падают в воду. В милицейских сводках можно найти немало свидетельств таким историям, последствия которых оказываются далеко не столь безболезненными, как это было у героев «Невероятных приключений итальянцев в России». Например, в семидесятые годы прошлого века несчастный торопыга, норовивший на своем «Москвиче» проскочить через начавший подниматься Кировский (ныне Троицкий) мост вместе с машиной упал в Неву. Мощным течением реки автомобиль унесло так далеко от места аварии, что машину и тело не сумевшего выбраться из нее потерпевшего нашли только через несколько дней у Благовещенского моста (тогда носившего имя Лейтенанта Шмидта).
График разводки петербургских мостов – это устанавливаемое ежегодно правило, но не железная догма. Различные обстоятельства – городские гуляния, крупные международные соревнования или высокие государственные визиты – порой вносят в расписание проводки судов существенные коррективы. Например, коммерческое судоходство уже традиционно останавливается на время «Алых парусов» - одного из самых масштабных петербургских праздников, собирающих на берегах Невы выпускников школ со всей России. График разводки мостов может также меняться в связи с проведением парусных регат или водномоторных гонок.
Иногда разводные крылья мостов выполняют совершенно нехарактерные для себя функции. Так, во время одного из торжеств на поднятых пролетах Дворцового и Троицкого мостов были установлена огромные экраны, на которых целую ночь шел беспрерывный сеанс мультфильмов.