Круг друзей Круг друзей
Города и районы
Достопримечательности
Места
Улицы и проспекты
Площади
Реки и каналы
Мосты
Сады, парки и скверы
Дворы
Кладбища и захоронения
Разное
Музеи
Изобразительного искусства
Исторические
Естественнонаучные
Мемориальные
Литературные
Необычные
Интерактивные
Военные
Этнографические и религиозные
Транспортные
Корабли-музеи
Разное
Здания и сооружения
Дворцы и дворцово-парковые комплексы
Особняки и замки
Усадьбы
Общественные здания
Храмы, монастыри, часовни
Крепости и укрепления
Жилые дома
Фонтаны
Мемориальные комплексы
Промышленные комплексы
Магазины
Разное
Памятники и скульптуры
Историческим личностям
Литературным персонажам
Мемориальные
Городская скульптура
Петербургский фольклор
Необычные
Животный мир
Зоопарки
Дельфинарии и океанариумы
Фермы
Разное
Природные
Неформальные достопримечательности
Где жить
Тип
Гостиница
Апарт-отель
Хостел
Мини отель
Гостевая квартира
Комната
Гостевой дом/коттедж
Couchserfing
Звездность
1*
2*
3*
4*
5*
Группы
Бизнес
Бюджетные/для молодежи
Познавательный отдых
Пляжный отдых
Дизайн
Шопинг
Изысканная кухня
Романтические
СПА База отдыха
Загородные
Горные лыжи
Гольф
Сетевые
Замок/вилла
Санаторий
Конференции
Экзотические
Тематические
Услуги
Интернет
Wi-Fi
Гостевой компьютер
Номера для некурящих
Можно с домашними животными
Кондиционер
Кабельное телевидение
Красивый вид
Ванна
Джакузи
Сауна
Бассейн
СПА
Фитнес зал
Охрана
Парковка
Лифт
Доступно для людей с ограниченными возможностями
Подходит для семей с детьми
Многоместные номера
Двуспальная кровать
Завтрак
Кухня
Ресторан
Бар
Конференцзал
Оплата кредитными картами
Цена
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Рейтинг
Превосходно
Отлично
Хорошо
Плохо
Ужасно
Где поесть
Тип
Рестораны
Кофе, чай, кондитерские
Кафе, столовые, бистроы
Фастфуд
Кухня
Европейская
Итальянская
Русская, славянская
Вегетарианские
Японская
Китайская
Пивные и пабы
Азия и Восток
Кавказская
Мексиканская
Французская
Стейк-хаусы
Рыба и морепродукты
Дополнительно
Детское меню
Детская комната
Программы для детей
Банкетные залы
Живая музыка
Завтраки
Бизнес-ланч
Доставка еды
Летняя терраса
Красивый вид
Загородные
Цена
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Развлечения и отдых
Театры
Драматические
Оперы и балета
Комедии
Музыкальные
Кукольные
Детский репертуар
Галереи и выставочные залы
Изобразительное искусство
Прикладное искусство
Фотография
Кинотеатры
Кинокомплексы
IMAX
3D
VIP-зал
Артхаус кино
Исторические
Пляжи Пляжи
Городские
Загородные

Кафе
Туалеты
Кабинки
Пляжный волейбол
Лежаки и зонтики
Душ
Парковка
Клубы и бары
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Бильярды
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Боулинги
$
$$
$$$
$$$$
$$$$$
Креативные пространства
Антикафе и коворкенги
Концертные площадки
Цирки
Аквапарки
Парки аттракционов
Квесты
Активный отдых, спорт
Фитнесс центры
Бассейн
Тренажерный зал
Зал для групповых занятий
Зал спортивных игр
Зал единоборств
Зал сайкл
Настольный теннис
Большой теннис
Сквош
Кардиозона
Сауна / баня
Детская комната
Детский фитнес
Кафе / фитнес бар
Спортивный врач
Косметолог
Массаж
Солярий
Аренда спортзала
Парковка
Прокат велосипедов
Городские велосипеды
Спортивные велосипеды
Тандемы
Необычные велосипеды
Велосипеды для детей
Ремонт
Продажа зап. частей
Катки
Открытые
Крытые
Ночные

Прокат коньков
Вход со своими коньками
Заточка коньков
Инструктор
Кафе
Защитный инвентарь
Лыжи
Прокат горнолыжного инвентаря
Прокат беговых лыж
Инструктор
Кафе
Бассейны
Отдельные
При фитнес центре

С разовым посещением
Аквааэробика
Сауна
Массаж
Тренажерный зал
Медосмотр
Занятия с тренером
Кафе
С маленькими детьми
Дайвинг

До 25 метров
25 метров
50 метров
Верховая езда
Занятия выездкой
Занятия конкуром
Раздевалка
Туалет
Прогулки в лес/поле
Участие в соревнованиях
Аренда денников
Наличие левад
Картинг
Закрытый
Открытый

Обучение детей
Карты «на вынос»
Корпоративы
Виндсерфинг
Прокаты роликов
Скалодромы, веревочные парки и альпинизм
Бэйс джампинг
Зорбинг
Пейнтбол
Прыжки с парашютом
Гольф и мини-гольф
Рафтинг
Прокат снегоходов
Стендовая стрельба
Рыбалка
Настольный теннис
Большой теннис
Мини-футбол
Волейбол
Красота и здоровье
Салоны красоты и парикмахерские
Креативные стрижки
Дреды
Маникюр
Педикюр
Спа и массаж
Солярий
Стоун терапия
Пилинг
Фиш-терапия или рыбный пилинг
Классический массаж
Тайский массаж
Бани
Русские
Турецкие
Финские
Инфракрасные

Бассейн
Кафе, бар
Покупки
Магазины
Сувениры, подарки
Антикварные
Одежда, обувь
Second hand
Книжные
Продукция handmade
Спортивные
Музыкальные
Настольных игр
Искусство
Фототовары
Цветочные
Электроника и бытовая техника
Зоомагазины
Комиссионные
Мебельные
Детские
Для взрослых
Продуктовые
Алкогольные
Строительные
Товары для дома
Разное
Рынки
Продовольственные
Блошиные
Разное
Торговые центры
Ярмарки
Транспорт
Аэропорты
Порты и речные вокзалы
Железнодорожные вокзалы
Автовокзалы
Такси
Люди и проекты
Развернуть карту
Главная / Путеводитель / Транспорт / Железнодорожные вокзалы / Балтийский вокзал

Балтийский вокзал

Адрес: СПб, наб. Обводного канала, д. 120

Как добраться от метро: выход из станции метро Балтийская находится в здании Балтийского вокзала


Справочную информацию о работе Балтийского вокзала можно узнать здесь

Разводные мосты

Мосты разведены, словно бы острова дельты расцепили руки
Одна из главных достопримечательностей Петербурга – разводные мосты. Полюбоваться их устремленными в небо крыльями ежегодно приезжают миллионы романтиков со всего мира.

Немного о истории Балтийского вокзала. В 1837 году по железной дороге отправился первый в России поезд – из Санкт-Петербурга в Царское село. Новый вид транспорта, несмотря на угрожающий вид, понравился жителям столицы, поэтому железные дороги продолжали стоить. В 50-х гг. было принято решение проложить пути в направлении другой царской загородной резиденции – Петергофа. Строительство этой дороги выпало на очень сложный период – Крымскую войну. Проигрыш в ней сигнализировал, среди прочего, и о том, насколько Россия отставала в экономическом развитии от ведущих европейских стран. К слову, когда в России только начали активно строить железные дороги, на Западе уже выдвинули проект метро, который стал реализовываться уже в 1863 году.

Сложная экономическая ситуация, казалась, должна была сильно затормозить прокладку Петергофской дороги. Тем не менее, благодаря вмешательству барона А. Штиглица и Фелейзина, взявшегося финансировать проект, строительство удалось завершить.

Участок был выделен на берегу Обводного канала, чуть в стороне от будущего Варшавского вокзала, строительство которого в это время уже велось. Первое название вокзала (с 1853 по 1872 годы) – Петергофский. Автором здания стал известный в то время архитектор А.И. Кракау, взявший за основу облик Восточного вокзала в Париже. К основному вокзальному зданию было пристроено два боковых флигеля, в одном из которых располагались служебные помещения, кассы и отделение для багажа, а в другом – комнаты для императорской семьи, полностью изолированные от остальных помещений. Лицевой фасад Петергофского вокзала был украшен большим полукруглым витражом, в который вставили часы фирмы «Павел Буре», в XX веке переведенные на электрическое питание и работающие до сих пор.

Движение поездов с вокзала было открыто 21 июля 1857 года. В первый рейс отправилась делегация с членами императорской семьи и высшими сановниками: спонсор строительства барон Штиглиц, император Николай Первый и именитые чиновники разного ранга. Впоследствии этой дороге часто пользовались Николай I и Александр II, когда собирались в резиденцию в Петергофе. Позже линию «Петербург - Петродворец» продолжили до Ораниенбаума (город Ломоносов), а затем соединили с железнодорожной веткой, соединявшей Гатчину и прибалтийские города Нарва и Ревель (нынешний Таллин). После чего в 1872 году вокзал получил свое современное название – Балтийский вокзал. Торжественное переименование было приурочено к прибытию на платформу Петербурга поезда из Ревеля.

Вскоре вдоль участка железной дороги между Петродворцом и Ораниенбаумом появилось множество загородных домов: среди петербуржцев стало модным проводить лето именно в этих местах, так как ехать на такие дачи на поезде было очень удобно.

Интересно, что именно с Балтийского вокзала отправился первый электрический поезд России. Идея замены паровозов на электрички возникла еще в начале XX века, но ее осуществлению помешали Первая мировая война и Октябрьская революция. В результате к проекту поездов на электрической тяге ленинградские инженеры вернулись только в 1930-е годы.

В 1931—1932 годах Балтийский вокзал был реконструирован. Из-под купола здания убрали пути, боковые входы скрыли, а центральный сделали на месте трехарочных окон. С 1933 года Балтийский вокзал стал принимать и отправлять только пригородные поезда; сегодня по объёму пассажиропотока пригородного сообщения он входит в число крупнейших в России. Из-за возросшего числа пассажиров Балтийский вокзал в XX веке перестраивался. Так, в 1931-1932 годах вместо двух входов в боковые флигели был сделан один большой центральный, а пути вынесены из-под купола за пределы здания. К этому времени с Балтийского вокзала стали отправляться только пригородные поезда. Тем не менее, эта корректива была не последней.

После Великой Отечественной войны, когда в Ленинграде началось активное строительство новых станций метро, к вокзалу в 1955 году пристроили павильон станции метро «Балтийская» (проект архитекторов М.К. Бенуа, А.И. Кубасова и Ф.Ф. Олейника), в вестибюле над входами были помещены скульптурные медальоны, изображающие известных российских флотоводцев: Ф.Ф. Ушакова, М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и С.О. Макарова. В таком виде нам известен современный облик вокзала.

В истории Балтийского вокзала случались и железнодорожные катастрофы. Одной из самых крупных аварий на Балтийской железной дороге произошла в конце XIX века при столкновении поезда, следующего из Ораниенбаума, и стоящего на путях состава из Гатчины. Расследование причин этой катастрофы показало, что ее главным «виновником» стал сильный туман, из-за которого гатчинский поезд вынужден был ехать медленно, а вскоре и вовсе остановился. К счастью, многим пассажирам, вышедшим прогуляться, удалось отбежать от путей при виде несущегося навстречу поезда из Ораниенбаума.

Что разводят над Невой

С началом навигации, кактолько Нева освобождается ото льда, по водным магистралям Петербурга начинается коммерческая проводка судов из Ладоги в Финский залив и обратно. Ежегодно через город проходит более 2000 кораблей–сухогрузов, танкеров и барж, многие из которых довольно крупные и достигают 140-160 метров в длину. Период навигации обычно стартует в апреле, а завершается в конце осени. В 2009 году последние караваны судов прошли по Неве в ночь на 1 декабря, но в зависимости от погодных условий навигация может заканчиваться и раньше, и позже этого срока.

В официальном графике разводки значатся 13 мостов, из них дюжина автомобильных и один железнодорожный – Финляндский. Три переправы через Большую Невку – Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты – разводят от случая к случаю и только по специальным заявкам судовладельцев. Остальные – Володарский, Финляндский, Александра Невского, Большеохтинский, Литейный, Троицкий, Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков – в период навигации каждую ночь разрезают город на три части, а для сухопутного транспорта остается единственная связующая невские берега нить – Вантовый мост, расположенный на юго-востоке Петербурга и соединяющий лево- и правобережную части Невского района.

Где смотреть

Если вы решили полюбоваться разведенными мостами, но не планируете потратить на это зрелище всю ночь и остаться без сна, то наблюдать развод переправ лучше на том берегу, где вы проживаете.

 

Одна из визитных карточек Петербурга – разведенные ажурные пролеты Дворцового моста, изображение которого заполонило открытки, туристические справочники и кинокартины о великом городе. Дворцовый перекинут через Большую Неву и связывает левый берег со Стрелкой Васильевского острова. Если вы живете на левом берегу (то есть с той стороны, где Невский проспект, Эрмитаж и прочие приметные места), то самой лучшей для наблюдения будет Дворцовая набережная. На всем ее протяжении от Зимнего дворца до Суворовской площади без помех видны сразу три разводящихся моста – Троицкий, Дворцовый и Биржевой. По левому берегу необычайно красивые виды открываются и с Адмиралтейской набережной – особенно в районе Медного всадника, где вы оказываетесь посередине между Дворцовым и Благовещенским мостами.

 

Надо отметить, что разводящиеся пролеты большинства мостов находятся довольно далеко от берега, а на неподъемные части моста во время разводки зайти нельзя – от набережных проход перекрывается милицией. Но если вы хотите по-настоящему оценить величие инженерной мысли, близко и в деталях рассмотреть, как многотонное 43-метровое крыло с его проезжей частью, со всеми фонарями и чугунными ограждениями всего за пару минут поднимается к небу – отправляйтесь к Троицкому мосту, на Суворовскую площадь. Здесь судоходный фарватер проходит близко к берегу, а разводная часть моста видна лучше всего.

 

Прекрасные виды открываются со Стрелки Васильевского острова – отсюда просматриваются сразу несколько разводящихся мостов – вплоть до Литейного, расположенного значительно выше по течению Невы. Все водные переправы Петербурга оснащены художественной подсветкой, которая превращает вроде бы сугубо прикладную задачу проводки грузовых кораблей в торжественную церемонию.

 

На правом берегу это зрелище лучше всего выглядит от гостиницы «Санкт-Петербург» или от навечно припаркованного перед Нахимовским училищем революционного символа – крейсера «Аврора». Это самое широкое место реки, разделяющейся здесь на Большую Неву и Большую Невку, тут наиболее ощутимы величие и простор главной водной магистрали Петербурга. Хороши также для наблюдения Троицкая площадь у одноименного моста, пляж Петропавловской крепости и участок Мытнинской набережной у Биржевого моста. С последнего пункта особенно красиво выглядит проводка судов на фоне сверкающего в огнях подсветки Зимнего дворца.

 

Не менее впечатляюще выглядит разводка мостов, находящихся выше по течению от «открыточного» Петербурга. За поворотом Невы у Смольного собора между стилизованными под маяки башенками поднимает пролеты красивейший Большеохтинский мост, а за ним распахивается перспектива на мост Александра Невского, Финляндский и Володарский.

 

Вообще же время разводки длится довольно долго: каждую ночь она начинается в 1:30 (Благовещенский мост), а заканчивается около шести утра (Володарский). Таким образом, набравшись сил и грамотно просчитав логистику своего путешествия, можно осмотреть все разводные переправы даже в ходе пешей прогулки, не говоря уже о велосипедной или автомобильной поездке по набережным Петербурга.

 

В последние годы у туристов особенной популярностью пользуются водные путешествия под разведенными мостами на катерах и теплоходах. Такие услуги в изобилии предлагаются зазывалами у плавучих пристаней на Адмиралтейской, Дворцовой и Университетской набережных, с дебаркадеров в Мойке, Фонтанке и канале Грибоедова. Стоимость водной прогулки на многоместном теплоходе или речном трамвайчике обычно значительно ниже цены, заламываемой капитанами малых катеров. При этом перед поездкой полезно точно выяснить предполагаемый маршрут: постоянно ужесточающиеся требования безопасности в акватории Невы не позволяют многим перевозчикам не только прокатить вас под разведенными мостами, но и вообще появляться в зоне судоходного фарватера. И в таком случае вы сможете полюбоваться на мосты с краешку на мелководье, что, по большому счету, равнозначно бесплатному наблюдению с набережной.

Как переправиться

Требования безопасности судоходства в дельте Невы устанавливаются Правилами плавания по внутренним водным путям РФ, а также распоряжениями Капитана Морского порта Санкт-Петербург – в его руках сосредоточена верховная власть на невских просторах. И эти требования строго-настрого запрещают владельцам малых судов перевозить петербуржцев и гостей города с берега на берег во время разводки мостов. В реальности же находятся отчаянные головы, готовые рискнуть своей лицензией в погоне за длинным рублем – еще в минувшем году можно было переправиться, например, с Васильевского острова к Адмиралтейской набережной. Каких-то пусть негласных, но установившихся цен на подобную услугу не существует – нам известны случаи, когда один капитан катера запрашивал 500 рублей за четверых, а другой – 800 рублей «с носа» каждого перевезенного.

 

Так или иначе, в этой ситуации рискует не только отважный речной волк, но и его пассажиры: небольшая лодчонка может и не попасть под тысячетонный сухогруз, но оказаться опрокинутой волной от проходящих кораблей. И наиболее разумными способами форсировать Неву остаются сводящиеся среди ночи на некоторое время мосты через Васильевский остров или далекое путешествие через Вантовый мост.

 

Завершение в 2004 году строительства первой очереди Вантовой переправы, входящей в комплекс Кольцевой автодороги – революционное событие в жизни Петербурга. Этот мост на отдаленной окраине, официально носящий имя Большого Обуховского, а петербуржцами иногда ласково называемый «вантуз», стал первым неразводным в городе. Сейчас при наличии собственного автомобиля или подходящей суммы в кармане (затраты на такси могут составить до тысячи рублей) разведенные мосты не становятся неодолимой преградой, когда вы торопитесь с берега на берег.

 

Но этот вариант решения извечной петербургской проблемы (помните, «А потом мосты развели», - оправдывался Бузыкин, герой «Осеннего марафона»?) все же представляется не очень удобным. Слишком далеко, слишком долго и дорого. Строительство Западного скоростного диаметра, высокие мосты которого перекинутся с левого берега на Васильевский остров и далее на Петроградскую сторону, пока пребывает в зачаточном состоянии, и потому на ближайшие годы самым верным способом преодолеть невские глади остается тонкий просчет времени сведения-разводки василеостровских переправ.

 

Еще не так давно на тридцать-сорок минут сводились все четыре моста, ведущие на Васильевский – Дворцовый и Благовещенский с юга и Тучков и Биржевой с севера. Однако из-за большого технического износа механизмов перестали сводить в середине ночи символ города – Дворцовый мост, а потом и его «напарника» - Биржевой. В результате теперь во время навигации островитяне могут перебраться на Большую землю только через Благовещенский (сводится всего на 25 минут) или Тучков (40 минут), а при верном расчете можно даже пешком миновать оба моста и переместиться с левого берега на Петроградскую сторону или наоборот (что впрочем, много сложнее). Однако если вы действительно торопитесь, то лучше все же не рисковать и взять в такой ситуации такси.

 

Не успевшие переехать через Васильевский остров устремляются обычно далеко вверх по Неве – к мосту Володарскому, который также временно сводится в течение ночи. Но он находится вблизи от уже упомянутого Вантового моста, и по затратам времени, сил и денег существенного преимущества перед постоянной переправой не дает.

 

Некоторым утешением и лучиком надежды опоздавшим может служить то обстоятельство, что строго по расписанию проходит обычно только разведение мостов. Если количество кораблей, допущенных к проводке за ночь, оказывается невелико, то сведение мостов иногда происходит много ранее установленного графиком времени, порой даже за час и больше. Спросите у дежурящих на мосту милиционеров – зачастую они владеют исчерпывающей информацией на этот счет.

Аварии и происшествия

Разумеется, в истории города бывали всякие непредвиденные происшествия, случавшиеся во время разводки петербургских мостов. Глядя, как большегрузные корабли протискиваются в далеко не самые широкие разводные пролеты, многие зрители с замиранием сердца ждут столкновения судов с быками мостов. Примерно как некоторые любители гонок «Формулы-1» смотрят соревнования не столько из спортивного интереса, сколько в предвкушении возможной трагедии.

 

Однако подобные ЧП на Неве – большая редкость. Последняя громкая авария случилась в 2002 году, когда сухогруз «Каунас» с двумя тысячами тонн стали на борту врезался в опору Литейного моста и затонул посреди фарватера. Судоходство было остановлено, и толпы любопытствующих в течение нескольких дней глазели с моста и набережной на торчащую из воды верхушку рубки корабля и разворачивающуюся операцию по подъему судна.

 

Девятью годами ранее не смог разминуться с Финляндским железнодорожным мостом рефрижератор «Комсомолец Татарии» с грузом ряпушки в 500 тонн весом. Корабль получил пробоину и затонул со всей перевозимой мелкой рыбешкой на полпути к следующему по ходу движения мосту – Александра Невского.

 

Чаще случаются неприятности с отчаянно торопящимися на другой берег жителями города: люди, позабыв об элементарных правилах безопасности или не рассчитав свои силы, падают в воду. В милицейских сводках можно найти немало свидетельств таким историям, последствия которых оказываются далеко не столь безболезненными, как это было у героев «Невероятных приключений итальянцев в России». Например, в семидесятые годы прошлого века несчастный торопыга, норовивший на своем «Москвиче» проскочить через начавший подниматься Кировский (ныне Троицкий) мост вместе с машиной упал в Неву. Мощным течением реки автомобиль унесло так далеко от места аварии, что машину и тело не сумевшего выбраться из нее потерпевшего нашли только через несколько дней у Благовещенского моста (тогда носившего имя Лейтенанта Шмидта).

Праздники и соревнования

График разводки петербургских мостов – это устанавливаемое ежегодно правило, но не железная догма. Различные обстоятельства – городские гуляния, крупные международные соревнования или высокие государственные визиты – порой вносят в расписание проводки судов существенные коррективы. Например, коммерческое судоходство уже традиционно останавливается на время «Алых парусов» - одного из самых масштабных петербургских праздников, собирающих на берегах Невы выпускников школ со всей России. График разводки мостов может также меняться в связи с проведением парусных регат или водномоторных гонок.

 Иногда разводные крылья мостов выполняют совершенно нехарактерные для себя функции. Так, во время одного из торжеств на поднятых пролетах Дворцового и Троицкого мостов были установлена огромные экраны, на которых целую ночь шел беспрерывный сеанс мультфильмов.

Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Комментарии (2)
Васса
Николай I (Павлович) (25 июня (6 июля) 1796, Царское Село — 18 февраля (2 марта) 1855, Петербург) — император всероссийский (1825—1855).Будьте любезны, ответьте на два вопроса:Как сей император мог присутствовать на открытии дороги в 1857 году?Как часто и долго ли он пользовался услугами этой дороги?
Ответить
Александр
Александр II элементарно
Ответить
Оставить комментарий
или войдите через: