И снова поговорим о транспорте. В предыдущем посте, посвященном данной теме, я много писал о наземных средствах передвижения, а между тем, в Петербурге начала XX века, значительная часть пассажирских перевозок проходила по воде. «Аквабус» со скрипом прокладывающий себе сегодня путь в петербургских водах, на фоне речного движения столетней давности смотрится довольно жалко. Тогда горожанин мог спуститься к воде на одной из многочисленных пристаней города, заплатить пять копеек и юркий паровой корабль доставил бы его до требуемой точки.
Регулярный водный транспорт в Петербурге появился довольно поздно, в 1877 году. До этого городские власти считали, что маломерные суда курсирующие по рекам и каналам города будут мешать многочисленным дровяным баржам, рыбным садкам и портомойным плотам, «украшавшим» берега Невы, Фонтанки и Мойки… Многочисленные просители предлагавшие учредить пароходное сообщение в городе уходили из
Городской Думы не с чем.
Но один челобитчик все-таки пробил стену петербургской бюрократии. Им оказался Рафаэль фон Гартман, учредитель «Общества Финляндского легкого пароходства». Это была очень любопытная компания. Стоит напомнить, что Финляндия тогда считалась автономией в составе Российской империи и «Общество» жило не по российским, а по финским законам. Правление «Общества Финляндского легкого пароходства» находилось в Выборге, все уставные документы были написаны на русском и на финском языках, а персонал компании полностью состоял из финнов. Исключением были только русские сторожа и кассирши.
Устав Общества Финляндского легкого пароходства
Все эти факты вызывали легкое недовольство петербургской общественности и тема «Хватит кормить Финляндию!» в контексте «Общества Финляндского легкого пароходства» всплывала в прессе не один раз. «Финляндскому обществу легкого пароходства очень недурно живется в Петербурге. Оно вне конкуренции господствует на водах столицы, обменивая русские рубли на финские марки». Раздражали горожан и финские капитаны - гастарбайтеры, лихачившие на речных просторах столицы. «Жалобы на неосторожность шкиперов Финляндского общества не прекращаются. Столкновения пароходов этого общества повторяются чуть ли не ежедневно. Вчера, 24 июня, в 7 часу вечера пароход следовавший с пассажирами по Екатерининском каналу, наскочил на судно с песком… Судно дало течь и затонуло. Столкновение вызвало у пассажиров парохода опасение за собственную безопасность… Многие покинули его» - писало в 1897 году «Невское Время».
Постепенно позиции финских монополистов потеснили и другие компании: «Товарищество Петергофского пароходства», «Товарищество пароходного сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом», «Невского пароходство», «Шлиссельбургского пароходство». О популярности водного транспорта свидетельствует тот факт, что только в 1897 году по Фонтанке было перевезено 3 376 566 пассажиров! Существовали даже месячные абонементные билеты за два с половиной рубля. Правда, к ним надо было еще делать фотографию…