Как правило, литературные персонажи – образы собирательные. А.С. Пушкин здесь не исключение. Как бы не хотелось некоторым исследователям считать прототипом Татьяны Лариной Наталью Фонвизину (супругу генерала Фонвизина, племянника автора «Недоросля»), красавицу Марию Раевскую или задумчивую Анну Вульф, тем не менее большинство исследователей всё же склонны считать, что прототипов Татьяны Лариной было несколько.
Друг А.С. Пушкина, профессор русской словесности П.А, Плетнёв называет нам ещё одно имя - Екатерина Буткевич (в замужестве Стройновская). У нас нет никаких оснований не доверять П.А. Плетнёву. К тому же судьба блестящей красавицы неразрывно связана с Петербургом, с районом Коломны. Очень вероятно, что впечатления юного А.С. Пушкина, прожившего в Коломне несколько лет сразу после окончания Лицея, нечаянные встречи здесь с красавицей Стройновской, её непростая судьба, не могли не волновать А.С. Пушкина. Полученные впечатления впоследствии нашли отражение в образе Татьяны Лариной.
В поэме А.С. Пушкина «Домик в Коломне» в одном из часто встречающихся лирических отступлений упоминается некая графиня. Её поэт встречал в церкви у Покрова.
«Туда, я помню, ездила всегда
Графиня... (звали как, не помню, право).
Она была богата, молода;
Входила в церковь с шумом, величаво;
Молилась гордо (где была горда?).
Бывало, грешен!.. всё гляжу направо,
Всё на неё…»
Отправимся же в пушкинскую Коломну, район города, который до сегодняшнего времени удивительным образом сохранил ауру ХIХ века.
Коломна появилась на картах города ещё в первой половине ХVIII века. Это район, ограниченный Большой Невой, реками Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом. С давних времён Коломна – район весьма небогатых людей: отставных военных, вдов, артистов, живших неподалёку от располагавшегося здесь Большого Каменного театра.
Коломна была тиха и уныла; дома выше третьего этажа здесь не поднимались. Район Коломны будет тем местом, где впоследствии получат прописку у А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя герои, названные В.Г, Белинским «маленькими людьми». Это и бедный чиновник Евгений из «Медного всадника», и Акакий Башмачкин из бессмертной гоголевской «Шинели».
Главная площадь Коломны – Покровская (ныне площадь Тургенева). В центре её возвышалась церковь, выстроенная в год рождения Пушкина. Позже эту церковь несколько раз перестраивали, а в 30-х годах нынешнего столетия, когда потребовалось расширить площадь, церковь снесли. Она к тому времени уже не напоминала ту, знакомую и Пушкину, и Екатерине Стройновской.
В этом районе арендовали квартиру на набережной реки Фонтанки и родители А.С. Пушкина. Одну комнату в родительской квартире занимал А.Пушкин с осени 1817 года по 1820 год. Дом под номерным знаком 185 на набережной Фонтанки, где прожил А.С. Пушкин три года, хорошо сохранился, хотя впоследствии и был надстроен двумя этажами. В пушкинское время дом принадлежал капитану Клокачёву. Как «дом капитана Клокачёва» он и вошёл в историю Петербурга.
Но пора вернуться к героине нашего рассказа. Самая красивая из дочерей генерала А.Д, Буткевича, Екатерина была ровесницей А.С. Пушкина. С детства, замкнутая и гордая, она редко принимала участие в играх младших сестёр и братьев и, подобно Лариной, «дитя сама , в толпе детей играть и прыгать не хотела».
Красота и счастье не всегда сопутствуют друг другу. Жених Екатерины Александр Татищев был молод и хорош собой. Но семья Буткевичей была небогатой. Безрассудная расточительность отца, возможно, была тому причиной. Большого приданого за Екатериной не ожидалось. Свадьба расстроилась. Молва о несостоявшемся замужестве Екатерины Буткевич быстро облетела всю Коломну. Но тут неожиданно подвернулся, хотя и старый, но весьма богатый жених. Им оказался польский граф, учёный и писатель, Валерий Венедиктович Стройновский. Граф был старше своей будущей жены на пятьдесят лет. Мать со слезами умоляла дочь согласиться на этот брак. И тут невольно вспоминаются слова пушкинской Татьяны:
« А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…»
Стройновские обвенчались в 1818 году в церкви у Покрова. Муж купил для красавицы жены особняк на Фонтанке, 167, украсил его картинной галереей, скульптурой, привезённой из Италии. Стройновский выбрал этот дом поблизости от дома, где оставались родители Екатерины, на Фонтанке, 199. Таким образом, три дома на правом берегу Фонтанки – Буткевичей, Пушкиных (Клокачёва) и Стройновских – находились неподалёку друг от друга. Словно незримая нить протянулась между ними.
В жизни четы Стройновских поначалу всё складывалось внешне весьма благополучно. Муж старался окружить жену вниманием и заботой, вывез её в свет.
«К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор её очей».
Однако вскоре Екатерина Стройновская стала затворницей в особняке на Фонтанке. Рождение болезненной дочери не скрасило жизнь Екатерины. Супругу Екатерины - сенатору Валерию Стройновскому,- занимавшемуся ведением тяжебных дел в Сенате, из-за возникших обвинений пришлось оставить службу. Стройновский был вынужден продать свой особняк на Фонтанке и выехать с семьёй в новгородскую деревню. Вскоре граф умер. Спустя год, Екатерина вышла замуж за генерала Зурова. Лицо красавицы Стройновской со следами печали запомнилось Пушкину.
«Она страдала, хоть была прекрасна
И молода, хоть жизнь её текла
В роскошной неге, хоть была подвластна
Фортуна ей, хоть мода ей несла
Свой фимиам, она была несчастна».
А.С. Пушкин начнёт свой роман в стихах «Евгений Онегин» через три года после того, как он покинет Коломну. Когда:
«И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал»
Но ещё свежи будут воспоминания о жизни в тихом провинциальном районе Петербурга: и об утреннем колокольном звоне церкви Покрова, и о стуке дрожек запоздалого седока, гулко разносящегося в ночной тишине по всей округе.
Возможно, не раз вспомнит поэт и лицо женщины, на котором он сумел прочесть «иную повесть». Со светлой грустью в поэме «Домик в Коломне» А.Пушкин вспомнит годы молодости, проведённые здесь:
«Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье».