Тема Россия-Финляндия, воистину бесконечна. Ведь как-никак наши страны уже более тысячи лет являются соседями. Еще в ранее средневековье славянские и финские племена жили рядом. Даже финское название России, «Венайа» происходит от древнеславянского племени вятичей. Несмотря на грубые нравы и суровые времена отношения между соседями были на редкость мирными. Славянские купцы активно торговали в Южной Финляндии и в Карелии. Даже первый текст на финском языке был обнаружен на берестяной грамоте, найденной в ходе раскопок в Великом Новгороде.
Берестяная грамота № 292, написанная на карельском или архаичном финском языке кириллицей.
В XII-XIII века политическая ситуация на северо-востоке Европы заметно усложнилась. Новгородские торговцы и миссионеры распространили влияние республики на финские племена карел живших вокруг Ладожского озера. При помощи могущественного союзника, карелы стали понемногу грабили финские племена жившие на западе. Последние, обратились за помощью к шведам, изъявив готовность принять истинную римскую-католическую веру в случае отправки подкреплений. Разумеется, такая благочестивая просьба не могла ни остаться без ответа. На протяжении двух столетий в Финляндию отправляются отряды шведских крестоносцев, которые несут свет веры язычникам и одновременно защищают новых христиан от набегов карел и новгородцев. Теперь уже последним все чаще приходится думать об обороне.
Многолетние войны закончились в 1323 году Ореховским миром, который на долгие десятилетия закрепил границу между Новгородом и Швецией. Западная часть Карельского перешейка и территория современной Финляндии отошла Швеции. Восточная часть Карельского перешейка осталась новгородской вотчиной. В шведских владениях жили финны-католики, в новгородских владениях – православные карелы. Любопытно, что и те и другие были в целом лояльны своим правителям, шведам и русским. Ведь в Средние века религиозная самоидентификация была важнее национальной.
Формирование современного восприятия других народов, пришлось главным образом на начало Нового времени, период появления книгопечатания и массового распространения грамотности. Кроме того это время не столь удалено от нас как Средневековье. К сожалению, русско-финские отношения в это время были омрачены бесконечными войнами, которые вели между собой шведское королевство и московское государство. Приграничные земли подвергаются набегам и разорениям, которые откладывают глубокий след в исторической памяти народов.
Под шведским правлением складываются основные характеристики Финляндии, которые оставались неизменными на протяжении нескольких столетий. В политическом плане страна «Тысячи озер» сильно зависела от Стокгольма. Шведами были дворяне, чиновники и купцы, шведский язык считался государственным. Собственно финны ассоциировались с простонародьем – крестьянами, солдатами, приходскими священниками. Из-за отсутствия пригодных для обработки земель финские земледельцы с трудом сводили концы с концами, но в этом было и важное преимущество. Возможности для феодальной эксплуатации на финских землях были ограничены. «Чухонец» быть может, был и убогим, но лично свободным, в отличие от своих собратьев-крестьян в Прибалтике или в России.
"Великое Лихолетье" Альберт Эдельфельт
Великая Северная война стала тяжелым временем для Финляндии. В народной традиции она осталась как «Великое лихолетье», аналогом татаро-монгольского нашествия в русской истории. Сначала страна была опустошена эпидемией чумы, которую занесли беженцы. Затем в пределы Финляндии вторглись русские войска. Орды казаков и калмыков опустошали города и деревни. Дома сжигались, а жителей угоняли вглубь России, где их обращали в крепостных или продавали татарам, в Крым. Шведы, чиновники, дворяне и священники бежали за море, а финское население было оставлено на милость русских.
Спустя 20 лет ужасы русского вторжения повторились во время так называемого «малого лихолетья» - русско-шведской войны 1741-1743 годов. Легендой того времени стал атаман Краснощеков, казаки которого, если верить финским преданиям, насаживали на копья младенцев, резали на куски женщин и творили прочие традиционно приписываемые варварам злодеяниям.
Надо отметить, что если финское крестьянство и простонародье по понятным причинам более чем отрицательно относилось к южным соседям, это нельзя было сказать о живших в Финляндии шведских дворянах. В шведском королевстве позиции дворянства были куда слабее, чем в соседних странах. В ригсдаге, шведском парламенте заседали не только дворяне и горожане, но даже крестьяне. Неудивительно, что благородное сословие скандинавского королевства в XVIII веке часто с завистью посматривало на российские порядки, где дворянство переживало свой золотой век.
Уже во время русско-шведской войны 1788-1790 –ого часть финских офицеров шведского происхождения составила заговор, в ходе которого планировалось отделить Финляндию от Швеции и отдаться под покровительство России. Ситуация повторилась во время русско-шведской войны 1807-1809 годов. Дворянство и городская верхушка без боя открывала русским войскам ворота крепостей и городов. Русские войска вступавшие в город Або (Турку) приветствовали епископ, бургомистр, и ректор университета. 3 мая 1808 года без боя сдалась неприступная крепость Свеаборг.
В тоже самое время, финское крестьянство мужественно сражалось против захватчиков с юга. Русский офицер, публицист и издатель Фаддей Булгарин так вспоминал о действиях финских партизан:
«Саволакские стрелки, самые опасные наши неприятели в этой неприступной стране, были крестьянами лесистой и болотистой области Саволакса, прилегающей к огромному озеру Калавеси… Они были одеты в серые брюки и куртки из толстого сукна, и имели круглые шляпы. Амуниция их была из простой черной сапожной кожи. В мирное время эти стрелки жили по домам своим, занимались хлебопашеством, рыболовством и звериными промыслами, и собирались ежегодно на несколько недель на учение. Они дорожили ружейным зарядом, и редко пускали пулю на удалую… Все они дрались храбро, и были чрезвычайно ожесточены против русских».
Крестьяне боялись, что русские обратят их в крепостных, но к счастью их страхи оказались несостоятельными. 10(22) марта — 7(19) июля 1809 года русские созвали первое собрание финских сословий, Сейм, который одобрил унию между Финляндией и Российской империи. Страна сохранила свои законы и привилегии, но вопросы обороны и внешней политики оказались в руках русского императора. Примечательно, что новый статус Финляндии закрепил господствующее положение шведского меньшинства этой страны еще на целое столетие.
Несмотря на то, что стокгольмские газеты еще полвека склоняли тему страдания Финляндии под русским игом, вступления в состав российской империи благоприятно отразилось на хозяйстве страны. Финская промышленность и судоходство получили в свое распоряжение необъятный русский рынок. После кровавого XVIII столетия страна наслаждалась долгим миром. В правление Николая I и Александра II отношения между финскими и русскими элитами были на пике гармонии.
Голод в Северной Европе, 1867 год
При Александре II Финляндия получила дополнительные привилегии. Страна смогла иметь свою валюту, было введенное всеобщее школьное обучение, действовало либеральное законодательство. Впрочем, это не означало, что жизнь простых финнов была усеяна розами. Экономический бум затронул только шведоязычные города. Финское село продолжало оставаться бедным. Рост населения связанный с успехами медицины усугубил ситуацию. В 1866-1868 годах в Финляндии разразился голод, унесший жизни от 15 до 20% населения страны. В последующие десятилетия Финляндия была страной массового исхода населения. Десятки тысяч финнов переселились в Америку и Канаду. Многие предпочли не искать счастья за океаном, а переехать в расположенный неподалеку Петербург. Постепенно столица Российской империи стала самым «финским городом» после Хельсинки – Гельсинфорса. Рост финского присутствия в Петербурге был психологически незаметен для горожан. Ведь с момента основание города, крестьянин из близлежащих финских деревень, был неотъемлемой чертой городского пейзажа.
С начала 1880-хх годов в отношениях между Финляндией и Россией начался период охлаждения. При Александре III и Николае II Петербург стал проводить политику ограничения финской автономии. Это привело к росту антироссийских настроений в финском обществе. Своего пика они достигли во время революции 1905 года, когда Финляндию парализовала всеобщая забастовка, а вице-губернатор страны, Николай Бобриков был застрелен финским террористом на ступенях Сената.
После этих событий, Николай II был вынужден отменить свои прежние репрессивные законы, а в Финляндия стала ареной либеральной революцией. В 1906 году в стране была принята новая демократическая конституция, по которой сословный сенат был заменен парламентом, а женщины впервые в истории получили право голоса. Возникла парадоксальная ситуация самая либеральная страна Европы оказалась объединена личной унией с самым консервативным государством континента. Эта схема просуществовала 11 лет.
Впрочем, либеральное законодательство незначительно отразилось на положение простых финнов. До первой мировой страны Финляндия чем-то напоминала современную Эстонию. Это была очень чистенькая, очень культурная и очень бедная страна, тысячи граждан которой ежегодно покидали свою родину, где были первые в Европе велосипедные дорожки и в которой было невозможно прокормиться… Результатом эти противоречий стала короткая, но ожесточенная Финская гражданская война 1918 года, после которой около 20 тысяч финнов бежало в Россию.
Независимость и победа белых сами по себе не принесли Финляндии процветания. Напротив, финская промышленность лишилась российского рынка, а Великая депрессия подкосила традиционную отрасль финского хозяйства – экспорт древесины. И в 20-ее и в 30-ее годы население продолжало покидать страну. Любопытно, что в начале 1930-хх годов существовала даже массовая нелегальная эмиграция финнов в СССР. Как правило, контрабандисты переправляли эмигрантов на лодках за большие деньги, через Ладожское озеро.
Гостиница "Дружба" в Выборге построенная финскими строителями к Олимпиаде 80
Только после Второй мировой войны Финляндия стала той Финляндией, что мы знаем. Все произошло в точном соответствие с поговоркой, «не было бы счастья, да несчастье помогло». По мирному договору с СССР, Суоми получила возможность уплатить репарации Советскому Союзу промышленными товарами. Это дало толчок развитию финской промышленности. В 1960-ым годам Финляндия вернула себе статус «мастерской» России - Советского Союза. По советским заказам на заводах Хельсинки изготовлялись корабли, холодильники, мебель. Наконец-то Финляндия стала процветающей страной не только для туристов, но и для своих жителей. Даже экономический кризис 1990-хх годов не смог уничтожить финское процветание.
Финляндия не всегда была такой, как мы ее знаем сегодня, но финское процветание неизменно зависело от дружбы и добрососедства с Россией.