11 ноября - день рождения Достоевского, и по такому случаю мы публикуем маршрут по местам Федора Михайловича и его героев.
Достоевский прожил в Петербурге в общей сложности 28 лет и за это время сменил два десятка квартир (ни в одной из которых он не прожил более трех лет). Своих героев он тоже предпочитал селить неподалеку – в соседние дома, дворы и парадные. Причем описывал эти места с такими подробностями, что поклонникам не составило никакого труда вычислить, где находилась крошечная комнатка Раскольникова, а где жила Сонечка Мармеладова. Итак, в путь!
- Дом Достоевского на Казначейской
Если быть точными, то здесь нас интересует не один адрес, а целых два. В доме №1/6 Достоевский с первой женой и пасынком прожил два года, с 1861 по 1863, вскоре после сибирской ссылки. Здесь же жил старший брат Федора Михайловича, Михаил, и здесь же находилась редакция издаваемого братьями журнала «Время».
После этого писатель переехал в дом №7, где прожил еще три года – с 1864 по 1867. Именно здесь он написал «Преступление и наказание» - и «поселил» большинство героев в нескольких минутах ходьбы от себя (Раскольникова – чуть ли не в соседнем доме!). Жизнь в этом, втором, доме по Казначейской оказалась более счастливой – так, здесь писатель во второй раз женился (первая жена умерла от чахотки) на ассистировавшей ему двадцатилетней стенографистке Анне Сниткиной.
- Дом Раскольникова
Дом Раскольникова находится по соседству с домом Достоевского – на Гражданской, 19 (он же – Столярный переулок, 5). Дом построен в 1831 году; комната Раскольникова находилась под самой крышей, куда, как и сказано в романе, ведут тринадцать ступенек. На стене дома установлены две мраморные доски, отмечающие высоту воды во время наводнения 1824 года (то есть еще до постройки нынешнего дома) – на русском и на немецком языках. В угловой части дома в 1999 году появился горельеф «Дом Раскольникова»; на гранитной плите выбит текст Д.С. Лихачева и Д.А. Гранина: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Арка, ведущая во двор Раскольникова, к сожалению, закрыта решеткой с домофоном – похоже, жильцам изрядно надоели визиты туристов и любопытных. Но при желании во двор все-таки можно попасть – главное, вести себя тихо и не слишком беспокоить «соседей» Родиона Романовича.
- Дом старухи-процентщицы
Дом старухи - №104 (знаменитый «дом-утюг») - выходит двумя фасадами на Среднюю Подъяческую и на набережную канала Грибоедова. Достоевский даже указывает точное количество шагов от дома Раскольникова до дома его жертвы – 730 (можно проверить, если не лень). Заходим в арку двора, выходящую на Среднюю Подъяческую, и сразу поворачиваем налево (или направо, если зайти в арку с канала Грибоедова – Раскольников при первом посещении сделал именно так). Заходим, поднимаемся по «темной, узкой черной лестнице» на четвертый этаж – и квартира Алены Ивановны перед нами. «Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника», - так описывает дом автор «Преступления и наказания».
- Дом Сонечки Мармеладовой
Также неподалеку от Раскольникова, да и от самого Достоевского, находится дом Сонечки - №73 по набережной канала Грибоедова. В те времена он имел три этажа (уже в советское время пристроили четвертый); Соня жила на третьем: «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перегрызала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь». Достоевский дает нам даже более точные приметы: во дворе, справа от подворотни, в девятом нумере. На той же площадке, в нескольких шагах, позже поселился Свидригайлов.
- Сенная и окрестности
Впрочем, помимо трех «ключевых» домов «Преступления и наказания», действие романа можно отследить практически целиком. Так, в доме №44 по Садовой улице (немного за Сенной площадью) находился трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников выслушивал исповедь Свидригайлова. В расположенном рядом переулке Бринько (Таировом при Достоевском) в свое время располагалось сразу несколько дешевых публичных домов, и именно здесь Раскольников дал одной из женщин 15 копеек – почти последние свои деньги. Неподалеку, на Кокушкином мосту, студент на следующий после убийства день решил «бросить все в канаву, и концы в воду». Еще на одном мосту – Вознесенском – в канал на глазах Раскольникова бросилась самоубийца. Сохранилось и здание полицейской конторы (Садовая, дом №58), где герой в конце романа признался в двойном убийстве.
- Дом Рогожина
Этот дом тоже находится все в том же ареале - неподалеку от перекрестка Гороховой и Садовой. «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого, … с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами. В этих домах проживают почти исключительно одни торговые». Далее исследователи творчества Достоевского расходятся: писатель намекает совершенно ясно, что дом Рогожина находится на отрезке Гороховой между Садовой и Фонтанкой, но под описание подходят сразу три дома - №37, 41 и 43. Вообще в остальных своих романах Достоевский менее подробно описывает местожительство героев, но при желания маршруты князя Мышкина и остальных героев «Идиота» тоже можно легко отследить.
- Музей-квартира Достоевского
Второй «ареал обитания» писателя и его героев находится по другую сторону Фонтанки, в районе станции метро «Достоевская». Первая наша остановка – Музей-квартира Достоевского в Кузнечном переулке (д. №5/2). Это последний адрес писателя – здесь он создавал «Братьев Карамазовых», и здесь же жена писателя остановила кабинетные часы в минуту его смерти. (Кстати, мало кто знает, но в этом же доме писатель жил и много раньше – на заре своей карьеры).
Достоевский всегда любил квартиры на перекрестках, и эта не стала исключением – она находится на перекрестке Кузнечного переулка и улицы, которая теперь носит имя писателя (по соседству до сих пор работает Кузнечный рынок, существовавший и во времена Достоевского). К осмотру представлены гостиная, комната Анны Григорьевны, жены писателя, детская, столовая, прихожая и кабинет. Квартира, правда, не сохранилась в первозданном виде, а была восстановлена – ее основу составляют вещи, собранные внуком Достоевского. Этажом ниже работает литературная экспозиция, посвященная творчеству писателя, и театральный зал, где играют спектакли петербургские и не только театры.
- Собор Владимирской иконы Божией матери
Прямо напротив последней квартиры писателя находится один из красивейших соборов Петербурга – Собор Владимирской иконы Божией матери.
Достоевский в последние годы был прихожанином этого собора, в нем же его отпевали, и по сей день здесь ежегодно совершается панихида его памяти. А несколькими десятилетиями раньше, кстати, здесь отпевали няню Пушкина Арину Родионовну – но это уже совсем другая история…
- Памятник Достоевскому
На собор обращен и «взгляд» памятника писателю, установленного в 1998 году на Большой Московской улице. Как ни странно, до этого памятников Достоевскому в Петербурге не было. Нет, конечно, памятник хотели воздвигнуть еще до революции – но сначала не успели, потом, в новой России, Достоевский оказался не очень-то в чести (слишком «реакционный»), потом, после хрущевской оттепели, скульптор Л. Холина изготовила эскиз памятника – и вот спустя почти полвека дело дошло и до открытия. Работать над памятником мастеру на тот момент помогали сын и внук, и он стал ее последней работой.
Памятник работы Л.М. Холиной изображает писателя сидящим в спокойной позе, в глубоком раздумье, с кистями рук, сцепленными на коленях. Оригинал, правда, сильно отличается от изначальной задумки – Холина хотела бы видеть памятник на слиянии Крюкова канала и канала Грибоедова (у Никольского собора, там, где встретились в свое время герои «Белых ночей»); памятник должен был быть гранитным и «вырастать» из гранитной набережной (как вариант – постамент в виде «дома-утюга»). Но такой проект власти сочли слишком оригинальным и сложным в исполнении. Как бы то ни было, эксперты считают памятник одним из лучших изображений Ф.М.: Л.М. Холина сумела отразить не только внешний облик, но и творческий образ, и драматизм судьбы писателя.
Теперь у подножья памятника ежегодно открывается День Достоевского, проходящий в Петербурге каждую первую субботу июля (впрочем, это сильно сказано – на момент написания текста в Петербурге прошел всего один День Достоевского и активно рекламируется второй).
- Александро-Невская лавра
Последний пункт нашей прогулки находится в двух станциях метро от музея-квартиры Достоевского – на площади Александра Невского. Здесь, в Александро-Невской лавре, находится могила писателя. Анна Григорьевна, вдова Достоевского, вспоминала, что писатель хотел быть похороненном на Новодевичьем кладбище Петербурга, но представитель Александро-Невской лавры передал, что монашество «просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах Достоевского, ревностно стоящего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры». В итоге Достоевского похоронили вблизи могил Жуковского и Карамзина. В похоронной процессии, вышедшей из дома писателя около 11 утра, приняли участие около 60 тысяч человек: учащиеся всех петербургских учебных заведений, художники, актеры, депутация из Москвы. Уже в XX веке рядом с могилой писателя был предан земле прах Анны Григоьевны и внука Достоевского.