Уже с первых дней существования города на Неве не было недостатка в пророчествах сулящих Петербургу гибель. Знаменитое проклятие Евдокии Лопухиной «Быть Петербургу пусту!», пророчество чухонских старцев, раскольничьи легенды. Большинство авторов объясняют столь мрачные прогнозы петербургского будущего регулярными наводнениями и тяжелыми условиями жизни первых строителей Северной Пальмиры. Но у Петербурга была еще одна проблема не раз игравшая роковую роль в его истории. Речь идет о проблеме снабжения.
Впервые с вопросом обеспечения бесперебойной поставки продовольствия столкнулись еще новгородцы. Северные земли не плодородны и находятся в полосе рискованного земледелия, с холодной зимой, дождливыми и коротким летом. Новгородская республика постоянно нуждалась в поставках хлеба с юга. Ради этого шли бесконечные войны, строились крепости на торговых путях, например
Торжок, но проблема так и не была решена. Когда в XV веке Московское княжество взяла под свой контроль все так называемые «низовые» земли, участь
Великого Новгорода была решена без всякой войны. Московские цари торжествовали, не ведая, что их потомкам придется иметь дело с проблемой продовольственного снабжения севера.
Голодающиеся петербуржцы в XIX веке
После основания Санкт-Петербурга выяснилось, что город не может существовать за счет окрестных территорий, а единственный идущий с юга к новой столице Новгородский тракт, не имеет достаточную пропускную способность для прохода обозов с продовольствием. Оставался еще путь через Ладожское озеро, но он считался опасным, ведь навигация по бурной Ладоге крайне опасна и сегодня, а что говорить о временах, когда его бороздили утлые деревянные суденышки. Только после постройки
Ладожского канала (1721 год), петербуржцы наконец то смогли вздохнуть с облегчением…
Вместе с тем, расстояния, трудности дороги и высокий спрос приводили к тому, что цены в Петербурге, практически на все товары, были намного выше среднероссийских. Эта ситуация продолжала существовать до краха Российской империи. До поры до времени, высокие цены считались «естественным» неудобством столичной жизни, но в 1917 году проблемы снабжения Петербурга снова дали о себе знать самым драматическим образом. Развал железнодорожного сообщения вызвали перебои с продовольствием в городе, что стало одной из причин Февральской революции.
Голод в Петрограде во время Гражданской войны
В ходе Гражданской войны, нарастающий кризис снабжения Петрограда достиг апогея и в период с 1918 по 1922 год, город балансировал на грани массового голода. И это при том, что боевые действия под Петроградом велись только в 1919 году. Это привело к дискуссии о «затухании Петрограда», которая активно велась в 1920-ее годы. Ее смысл заключался в переносе Петроградской (ленинградской) промышленности в другие регионы России, где их снабжения не будет вызывать серьезных проблем. Начавшаяся индустриализация поставила крест на этих спорах, но спустя десять лет, трагедия блокады снова напоминала, как уязвима логистика великого города.
Сегодня, в глобальном мире кажется, что все эти проблемы остались в прошлом, но давайте не будем забывать, что мы уже давно ничего не производим, а значительная часть продуктов на наших прилавках произведена в странах Прибалтики и Финляндии. Не наступит ли момент, когда зависимость Петербурга от снабжения извне сыграет с нашим городом в очередной раз дурную шутку?