История граффити почти так же стара, как история человеческой цивилизации. Потребность написать нечто лаконичное на заборе уже испытывали жители Древнего Междуречья. Во время раскопок Помпей, археологи нашли множественно настенных надписей и рисунков. Даже во время духовных бдений в храмах Киевской Руси, на радость ученым, прихожане урывали минутку для кратких тезисов поверх штукатурки.Как относились правители древности к настенным эпистолам, мы не знаем. Может быть, рубили пачкунам руки, а может быть поощряли грамотеев. Зато насчет современных градоправителей можно сказать, что они пытаются совместить обе тенденции, следуя незамысловатому правилу: если граффити появляется с нашего разрешения это хорошо, а если граффити несанкционированное, то ему придется познакомиться с кистью и краской.
Логика у властей как будто здравая. Я и сам испытываю известное раздражение, когда вижу непонятные каракули на только что покрытом штукатуркой здании. «Тряпка, зубная щетка и отдирай то что накалякал!» Но мы так же знаем, что и среди плевел попадаются зерна. Около двух месяцев тому назад, подготавливая
экскурсию по Петербургским дворам, я посетил много раз упоминавшийся в блогах «Двор с граффити» на Литейном проспекте. К моему разочарованию, вместо мрачного готического великолепия, я обнаружил свежую краску на стене и малярные козлы. Не спорю, что идея «Двора с граффити» была спорной и неоднозначной, но зачем же так сразу краской по живому…
Еще более вопиющей является истории с закрашенным «Ренессансным двориком» на Итальянской улице. Здесь уже просто цензурных комментариев не отсеется. Правда, надо сказать, что во Франции в свое время ретивые борцы с граффити затерли несколько ценнейших наскальных рисунков древнего человека. Да, да, и «у них негров вешают».
Так как можно решить вопрос с граффити? Наверное, ответом могут стать совместные районные комиссии, в которых будут представлены жильцы, архитекторы и вольные художники. Городским властям так же стоит подумать о программе по поощрению уличных живописцев в «спальных районах», где нет большого количества памятников архитекторы, но присутствует слишком много серого цвета.