Прогноз погоды в Петербурге всегда был больше чем прогнозом погоды. У нас конечно не Пирр из романа Гарри Гаррисона, но климат на берегах Невы царит суровый. Тут и влажность, и дожди, и «атмосферное давление 700 мм», а главное наводнения. Неудивительно, что еще в 1849 году в Петербурге была основана главная физическая обсерватория, призванная давать точные прогнозы погоды. Надо сказать, что первые русские метеорологи понимали ограниченность своих возможностей и с похвальной самоиронией писали, что «Мы вовсе не надеемся, что все, что мы предсказываем сбудется… Просим помнить читателя, что за немногия копейки нельзя много истины купить».
К сожалению, с годами метеорологи возгордились, что привело к печальным последствиям.
«Сегодня с утра при благоприятном западном ветре в Неве и в каналах начала подниматься вода. К 1 часу дня вода достигла 4 фут. выше ординара. Сильный, резкий, временами порывистый ветер продолжает нагонять воду, но ослабление его временами удерживает воду на определенном уровне. По данным Главной Геофизической Обсерватории, опасение за наводнение отпадает. Вода вряд ли поднимется выше 4 фут» писала «Красная газета» 22 сентября 1924 года.
На следующий день, 23 сентября «Ленинградская правда» рассказывала о событиях последовавших за успокоительным прогнозом погоды:
«В 1 час 50 минут разнеслись вторичные пушечные выстрелы, которые стали регулярно повторяться каждые полчаса, а затем через каждые 15 минут… В 5 час. дня Нева широкими потоками полилась по городу… В 6 час. вечера всплыла вся торцевая мостовая набережных… Поток врывается на Проспект 25 Октября [Невский проспект]… Застрявшие извозчики выпрягают лошадей и бросают коляски… Идут комсомольцы без штанов…»
Наводнение в Ленинграде в 1924 году
В тот день, 23 сентября 1924 Ленинград стал жертвой второго по силе наводнения за свою историю. Городу был нанесен многомиллионный ущерб. Масштаб бедствия заставил власти перевести город на военное положение.
После того как вода ушла, как это водится на Руси, главным виновником случившегося был объявлен предыдущий кровавый режим». Пресса писала: «Наводнение - наследие царской власти. Раньше правящим классам было не до наводнений. Они чувствовали себя великолепно в своих гранитных дворцах. Только Советская власть приступила к устранению катастроф. В гавани начата постройка. У нас мало средств, чтобы закончить это в один-два года. Но мы это сделаем!
Дамба будет закончена и никакое наводнение не будет страшно для Ленинграда!» Но вопросы остались и к метеорологам. Почему они не предупредили город о надвигающейся катастрофе?
Депутат Ленсовета, профессор Н. Каменьшиков потребовал запретить физической обсерватории «давать пока какие-либо показания» и назначить следственную комиссию. Самое интересное, что после этого заявления, со страниц ленинградских газет действительно на какое-то время исчезли прогнозы погоды…
Впрочем, у метеорологов нашлись и защитники. «Метеорология – молодая, пока идущая ощупью наука, не смогла предупредить Ленинград о надвигающемся бедствии. Было ли это результатом неопытности или халатности работников Геофизической обсерватории – дело, которое требует выяснение», писали доброхоты.
В итоге, дело действительно обошлось без живительных массовых расстрелов. Комиссия состоявшая из представителей Академии наук, Центрального гидрометеорологического бюро и Гидрологического института пришла к выводу, что сотрудники физической обсерватории «проявили, безусловно, не халатность, не преступную небрежность, а узкую педантичность и недопустимую самонадеянность». Более того, по результатам выводов комиссии финансирование Обсерватории было даже увеличено.
Так метеорологи в очередной раз вышли сухими из воды, но прогнозы их точнее не стали. Несколько недель тому назад, нам грозили ужасами урагана «Святой Иуда», но дело закончилось свежим ветерком. А на прошлых выходных внезапно на город пошел ветер с Балтики и волна. Лишь дамба возведенная советскими партократами (вопреки бурным протестам «демократической общественности») спасла ситуацию.
А к чему я это пишу? На этой недели мы отмечаем годовщину наводнения 1924 года, а не за городами 2024 год. Помните, наводнения 1724-1824-1924 … ? А метеорология у нас похоже до сих пор остается «молодой наукой». Не пора ли взрослеть?