Где купить антиквариат в Санкт-Петербурге
Список наиболее интересных, с нашей точки зрения, антикварных магазинов здесь.
Антикварные вещицы также можно найти на блошином рынке на Удельной и перед рынком Юнона на юго-западе.
Начало истории
Центром торговли предметами искусства в России был Петербург, куда ежегодно, наряду с различными предметами, корабли привозили картины, статуи, бронзу и другие предметы искусства. Становление антикварного рынка, его развитие внутри Петербурга, было вызвано новыми культурными потребностями молодой столицы. В короткое время в городе формируется первоначальная предметная база, состоящая из произведений искусства прошлых веков, а точнее, предметов антиквариата.
Антикварный рынок в Петербурге начал свое существование при Петре I. В Северной столице стали появляться старинные европейские и восточные произведения искусства, «древности». Это и привело впоследствии к значительному интересу богатых слоев общества к данным предметам, а, следовательно, к зарождению антикварного рынка.
Петр I коллекционировал не только «древности» Запада, но и отечественные предметы старины. Поиски и покупки антикварных вещей стали государственной задачей и распространились на всю Россию. Приобретение художественных предметов всецело было подчинено идее прославления Российского государства, росту его культурного престижа. Собирательская деятельность Петра I и всей Императорской фамилии оказывала большое влияние на развитие антикварного рынка, его вкусов и пристрастий. Подражать императорам и великим князьям в собирании предметов искусства было не только модным, но и необходимым для всякого вельможи. Собирательской деятельностью занималась военная элита, медики, историки, благородные фамилии тех лет (Шереметьевы, Юсуповы, Строгоновы, Безбородко, Белосельские-Белозерские, Корсаковы и многие другие). Впоследствии интерес к коллекционированию древностей стал носить более масштабный характер.
С эпохи Петра I получает свое распространение «профессия» антиквара (комиссионера, «корреспондента», поставщика, арт-диллера). Эти предприимчивые люди занимались «поставкой» художественных предметов из Европы в Россию, выполняя роль посредников между европейским антикварным рынком и петербургским. Именно они влияли на формирование антикварного фонда города.
На антикварный рынок Петербурга проникали иностранные торговцы: итальянцы, немцы, голландцы, французы, имеющие обширный опыт ведения европейского антикварного бизнеса. В России же, на тот момент, не существовало специальной инфраструктуры (магазины, выставки, аукционы) и развитой сети посредников (комиссионеры, знатоки, эксперты), поэтому первые магазины принадлежали иностранным антикварам.
Изначально, во второй половине XVIII века, торговля предметами искусства носила фрагментарный характер, однако к концу столетия приняла большой размах. К началу XIX века в Петербурге появляются отдельные специальные лавки и магазины: на Невском проспекте, Гостином дворе, Апраксином рынке торгуют старыми книгами, рукописями, гравюрами, лубочными картинами наряду с предметами антиквариата, которые, преимущественно, имели европейское происхождение.
К середине XIX века складывается определенная система отношений между покупателем-коллекционером и антикваром-экспертом, когда продажи предметов искусства по европейским традициям начинают сопровождаться выдачей сертификатов и изданием каталогов. К концу первой половины XIX века становится «нормой» сертификация предлагаемых предметов для продажи. Экспертиза - не менее важная областью деятельности антиквара, чем торговля. Выданный сертификат, прилагавшийся к предмету, повышал цену вещи и увеличивал репутацию антиквара, оценившего произведение искусства.
Таким образом, к концу XIX века можно говорить о полном становлении антикварного рынка Санкт-Петербурга со всеми формами торговли: аукционами, магазинами, лотереями, их четкой регламентацией законами и правилами. С началом революции, по известным причинам, антикварный рынок в Петербурге постепенно уходит в прошлое. Позднее, непродолжительный подъем антикварного бизнеса наблюдался в годы НЭПА.
Развитие антикварного рынка в советские годы связано с реформами Н.С. Хрущева, получившими название «хрущевской оттепели». Массовое строительство нового типа жилья привело к тому, что старая мебель, соответствующая крупным дореволюционным масштабам, не помещалась в новые квартиры. Старинные шкафы, столы, горки для посуды не входили в узкие двери «хрущевских» квартир, не помещались в маленьких комнатах. Старинные предметы быта, которые по размерам могли бы разместиться в новостройках, стилистически не соответствовали минималистскому интерьеру советского быта. Их рассматривали как элемент «чуждого мещанства». Как результат, антикварные вещи обесценивались, так как в советской идеологии они утратили возможность утилитарного использования. Как следствие, предметы антиквариата выходят из сферы повседневного быта, создавая мощное предложение на антикварном рынке.
В СССР не было специальных антикварных магазинов, а частная торговля рассматривалась как спекуляция. Государство стремилось искоренить ее репрессивными мерами путем изъятия частных коллекций, облав на антикварных дельцов, скупки антикварных вещей у населения.
В период с конца 50-х до середины 60-х годов в Ленинграде существовало три государственных антикварных комиссионных магазина, принимавших вещи у частных лиц. Наиболее «интересные» и ценные предметы приобретались музеями. Цены в государственных магазинах обычно устанавливались ниже тех, что были на «черном» антикварном рынке.
Постсоветское развитие антикварного рынка Петербурга
В постсоветский период антикварный рынок «выходит из подполья». С 1992 г. начинается процесс приватизации государственной собственности. В том же году при Министерстве культуры начинает функционировать специальный Комитет по сохранению культурных ценностей. Антикварные торговцы и коллекционеры могут отныне открывать собственные магазины, получив лицензию.
К концу XX века в нашем городе сформировалась целая сеть из сотни антикварных магазинов. Они начинают торговать самыми разнообразными вещами, не концентрируясь на каком-либо сегменте. За рубежом можно встретить довольно много магазинов, продающих, например, только антикварные часы, люстры или мебель. У нас пока такой специализации нет, так как российскому рынку культурных ценностей (в полноценном смысле этого понятия) всего 15-20 лет, тогда как в Англии или Франции истоки антикварной торговли были заложены в XVIII веке.
В условиях возросшей конкуренции российские магазины, наоборот, стараются разнообразить свой ассортимент. Зачастую в них можно видеть предметы разных эпох и стилей: каминные часы, самовары, живопись, графику, ювелирные изделия и т.д. Впрочем, некоторая дифференциация все же есть. Появились магазины, торгующие только очень дорогим и элитным товаром, куда потенциальные покупатели приходят по предварительной записи. Таких заведений пока немного, но сам факт их появления свидетельствует о формировании в стране определенной группы покупателей, любителей старины, с устойчивым высоким доходом.
Для полноты анализа состояния отечественного антикварного рынка перечислим его основные разделы. Это живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, художественное литье из бронзы и чугуна, изделия из фарфора, фаянса, стекла, серебра. Нумизматика, фалеристика, бонистика, холодное и огнестрельное оружие тоже являются значимой частью отечественного антикварного рынка.
Антикварные выставки и аукционы
Одним из ключевых элементов «антикварной жизни» являются выставки-ярмарки предметов старины – антикварные салоны. На российском рынке действуют примерно 10-20 различных салонов. В Москве, в ЦДХ, дважды в год, весной и осенью, регулярно проводятся самые престижные Российские антикварные салоны. По мнению известного искусствоведа B.C.Погодина, «организаторы салона... вводят произведения искусства и предметы старины в научный, коммерческий и антикварный оборот и делают больше, чем некоторые музейные работники». Антиквариат, представленный на салоне, самый разнообразный: от кукол и старинной одежды до живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. В Петербурге, в отличие от Москвы, традиция проведения антикварных салонов только зарождается. Последний мартовский салон 2010 года в Выставочном зале Манежа на Исаакиевской площади собрал большое количество коллекционеров и представителей магазинов.
Истинные петербургские знатоки старины не смогут обойти своим внимание еще один непременный атрибут антиквариата - аукционы. Их уже проводили некоторые крупные российские магазины и аукционные дома («Геллос», «Альфа-арт»). Продажа с аукциона и включение вещи в каталог имеет большое значение для подтверждения ее подлинности, создания известности. Аукционные торги влияют на моду антикварного рынка: предмет, проданный на престижном и известном аукционе, ценится вдвойне. Значение публичных торгов, проводимых аукционными домами, для антикварного рынка весьма существенно.
Аукционный дом «Гелос» сочетает салонную торговлю с проведением открытых аукционных торгов. Традиционно в продажу выставляются произведения старинной русской и западноевропейской живописи, полотна современных художников, изделия декоративно-прикладного назначения: серебро и бронза, фарфор и стекло; редкие монеты, книги и фотографии, раритетные знаки отличия, а также многочисленные образцы творчества мастеров-ювелиров различных эпох; антикварное оружие.
«Гелос» проводит более 100 аукционов в год. Свыше 50% продаж происходит по заочным бидам. Его самые значимые лоты – «Черный квадрат» К.Малевича, «Серебро из императорского подарочного фонда» (наградные ковши, кубки, кувшины из фонда Романовых), «Библиотека Максима Горького» (подарочные издания по истории и искусству российских, французских, немецких типографий XVII-XX веков, письмо Наполеона Бонапарта супруге Жозефине, написанное во время итальянского похода 1796 года).
Среди других аукционов в России, также регулярно устраивающих торги русского искусства XVIII- XX веков и антиквариата, стоит выделить аукцион Леонида Шишкина, галереи «Совком», «Альбион», «Магнум Аре» и аукционный дом «Кабинетъ».
Примером простейшего использования возможностей Интернета в сфере аукционных продаж антикварных вещей может служить работа популярного сайта «Молоток.ру». Покупатель просматривает материалы сайта, по фотографии выбирает заинтересовавший его артефакт, созванивается и встречается с представителем продавца, осматривает предмет и принимает решение о покупке.
Оценка старинных вещей
Оценка антиквариата чаще всего происходит в два этапа. Прежде всего, необходимо подтвердить, что вещь имеет художественную и антикварную ценность. Для этого эксперты смотрят на происхождение предмета, его возраст, устанавливают авторство. Второй этап оценки антиквариата позволяет выяснить, насколько востребован предмет сегодня, поскольку на антикварном рынке цены крайне подвижны и непредсказуемы.
Еще одной составляющей стоимости являются так называемые счетные расходы, связанные со стоимостью кредитных ресурсов, инфляцией, издержками по хранению, транспортировке и т. п. Существуют еще и сложно учитываемые скрытые факторы, такие как способность выступать в качестве носителя рекламы, тиражируемость.
Цена будет непосредственно зависеть и от стоимости аналогичных произведений. Но на российском антикварном рынке сделать такую оценку проблематично, поскольку у нас отсутствуют аукционные каталоги. Сегодня аукционные торги по произведениям живописи и декоративно-прикладному искусству проводятся, главным образом, только в аукционном доме «Гелос». В количественном отношении вещи, продающиеся на российском аукционе, значительно уступают Sotheby's и Christie's, поэтому антиквары при установлении цены охотнее обращаются именно к иностранным каталогам.
К неэкономическим компонентам ценообразования относятся критерии, которые непосредственно связаны с историко-художественной значимостью, установление которой прерогатива историка искусств. Однако в каждой области своя специфика. Например, основные критерии ценообразования на предметы декоративно-прикладного искусства следующие:
- авторство;
- стоимость материала и использование сложных дорогостоящих техник;
- принадлежность к известному виду декоративно-прикладных искусств;
- оригинальная художественная специфика: стилевая ясность, редкость сюжета;
- высокий, для своего времени, уровень мастерства и технико-технологических приемов исполнения;
- эстетика визуально-смыслового узнавания;
- место в истории и культуре.
Стоит подчеркнуть, что непосредственно экономическая составляющая играет здесь второстепенную роль. Стоимость производства и сопутствующие расходы (на хранение, транспортировку, страховку и т. д.), которые имеют значение на любом другом товарном рынке, здесь образуют лишь часть цены. В большей степени стоимость антикварной вещи зависит от нематериальных показателей: старины, «уникальности» (автора, технологии, эксклюзивности выпуска, историко-культурной ценности), статуса в современном обществе.
Энергетика старинных вещей
Парадоксально, но интерес к старине значительно вырос именно в последние десятилетия, несмотря на то, что человечество находится в постоянном поиске нового. И это неудивительно: глядя на однообразный ряд поточных, пусть даже самых роскошных изделий, выставленных на продажу, поневоле начинаешь ценить штучные изделия старых мастеров. Начищенное до блеска бабушкино столовое серебро вновь занимает почётное место в буфете, старый тётушкин комод отдаётся в ремонт, в антикварных магазинах становится всё больше покупателей. Умение выделять взглядом нужную вещь и понимать художественный стиль – неотъемлемые части увлекательного процесса собирания предметов старины.
Старинные вещи обладают особенной энергетикой. Ценители старины и антиквариата давно уже заметили, что они настолько умно продуманы и здорово приспособлены под длительное использование, что не идут ни в какое сравнение с большинством современных аналогов.
Старинная вещь притягивает к себе, хоть и не столь функциональна, красива, компактна и не находится в идеальном состоянии, пригодном для использования в современном быту. Это любовь с первого взгляда.
Феномен притягательности старинных вещей объяснить нелегко. Возможно, дело в том, что в старину вещи изготавливались вручную и принимали на себя частичку энергии создавшего их мастера. Антиквариат всегда являлся чем-то более глубоким, чем просто «старой вещью». Обладатель антиквариата всегда воспринимался человеком образованным, любящим, понимающим искусство и культуру.