Интересная встреча произошла со мной в предновогодние дни.
Ранним утром, около 9 часов, я покупала книги в
«Буквоеде» на пл. Восстания. Пока менеджер магазина искала необходимую мне книгу, я ожидала около кассы свое новое приобретение. Мое внимание привлек диалог покупателя с кассиром.
Женщина уважаемого возраста просила вернуть деньги за книги, которые она купила 20 минут назад в этом магазине. Дело в том, что когда покупательница вышла из магазина, обратила внимание, что автор у книги был иной, чей ей было необходимо. Сумма в 750 рублей, которую она потратила на приобретение книги, для нее казалась огромной. Да и к тому же, книги она покупала не для себя, а по заданию заведующего кафедрой одного из петербургских университетов, в котором она служила. И в самом худшем случае ей пришлось бы возвращать деньги из своего кармана.
Кассир, небрежно оглядывая покупательницу, с раздражением уверяла ее, что деньги вернуть невозможно. Объяснение ее было лаконично: «Чтобы мне вернуть Вам деньги, я должна заполнить кучу бумаг, это во-первых. А во-вторых, сами подумайте, какой смысл мне работать в минус? Смотреть надо было, что покупаете».
Такое объяснение лично у меня вызвало негодование, и я решила спросить, на основании чего покупателю выдается отказ. На помощь к кассиру прибежала управляющая магазином. Она ссылалась на закон об авторском (!) праве, согласно которому книги возврату, как чулочно-носочная продукция не подлежат.
Мы с покупательницей попросили управляющую показать этот самый закон. На что она достала нам запыленный буклет о правилах торговли, добавив, что «вообще-то, у меня есть еще внутренняя инструкция». На нашу просьбу показать инструкцию, оказалось, что инструкция устная.
Управляющая Светлана Владимировна спешила закончить с нами неприятный разговор. Мне стало грустно от того, что один из центральных книготорговых магазинов города, да к тому же располагающийся в одной их крупнейших гостиниц города, да к тому же рядом с Московским вокзалом, грешит таким вот открытым безразличием к своим покупателям.
Подобное проявление гостеприимства бьет по имиджу нашего города перед его гостями. А руководство города все еще верит в то, что Петербург туристической столицей города помогут сделать дорогостоящие морские порты и яхты. Какое же дело до того, что происходит в привокзальных магазинах? Это мелко.
Возвращаемся к истории с книгами. Мы попросили управляющую написать отказ в возврате денег в письменной форме. А в это время, уже в конец расстроенная покупательница, (как оказалось позже, автор нескольких книг, ученый, преподаватель университета), начала писать заявление на возврат денежных средств. Эти документы мы планировали отправить в «Общество защиты потребителей».
Управляющая, видимо, смекнув, что просто так мы из магазина не уйдем, позвонила юристу торговой сети. После этого радостно заявила, что ничего писать не будет, а если мы с чем-то не согласны, «все претензии пишите, может, их рассмотрят». Жалкое зрелище представляла из себя управляющая. В ее глазах сверкала ненависть к тем, к кому должно быть, как минимум, неравнодушие. А еще там жил страх, «а вдруг, и правда, куда заявят?». Все было в ее глазах, кроме желания помочь.