В этом году наш город торжественно отпраздновал 400-летие династии Романовых. Всенародные торжества по этому поводу прошли и в Петербурге и его пригородах и не никого не оставили равнодушным. Любопытно, что многие иностранцы оказались неспособны понять сути этого празднества. Так одна моя знакомая француженка, обратив внимание на многочисленные билборды с изображениями августейшей семьи, отметила, что во Франции подобное празднования юбилея Бурбонов или Валуа было бы невозможным. «Почему?» - удивился я. – «Потому что у нас республика» - ответила моя собеседница. Надо сказать, что некоторые отдельные недочеты имели место и сто лет тому назад, когда Российская империя на государственном уровне отмечала 300-летие дома Романовых. О любопытной истории рассказала в книге «Петербург. Секунды истории» краевед Наталья Гречук:
К 300-летию династии, почта России выпустило серию марок с изображением портретов российских монархов. И тут-то и произошел конфуз.
Те самые марки
Один провинциальный почтарь, отказался бить штемпелем по царскому лику на марке, заявив, что это оскорбляет его верноподданнические чувства. Протест маленького человека дошел до газет. Пресса писала, что заграницей давно распространены марки с портретами коронованных особ, что никак не влияет на твердость руки тамошних почтмейстеров. Но были и те кто бескомпромиссно поддержал мужественного почтальона. Масло в огонь подлил и Священный
Синод заявивший, что царский лик на марке немногим уступает иконе, со всеми вытекающими последствиями. Дело запахло оскорблением чувств верующих…
Как всегда, иностранцы не упустили возможности для глумления над больными для нас вопросами. Известнейший немецкий журнал «Simplicissimus” написал, что почтарь, может утешиться, вылизывая языком обратную сторону «царских» марок.
Смущенное почтовое ведомство решило распродать остаток «крамольных» марок и больше таких не печатать. Но на беду об этом прознали все либеральные и свободолюбиво настроенные петербуржцы. Предоставим слово «Всеобщей маленькой газете»: «Несмотря на то, что об этом нигде не было объявлено, петербуржцы проведали, и с утра залы СПб
почтамта наполнились желающими запастись новыми марками. У каждой из четырех касс стояли вчера очереди в 10-15 аршин длиною». Вдоль очереди шныряли спекулянты. К вечеру четырехкопеечные марки с портретом Петра I шли по рублю за штуку.
А ведь хотели как лучше…