Любимые маршруты: троллейбусом, автобусом, трамваем…
Общественный транспорт в Петербурге развит довольно сносно. Сети маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев опутывают весь город, практически не оставляя «белых пятен», недоступных проникновению любознательного путешественника. Причем некоторые из этих маршрутов интересны не только как способ добраться из точки А в точку Б, а представляют из себя самый простой и дешёвый способ совершить экскурсию по Северной столице.
Подбираем время
Главное – не ошибиться с выбором места и времени для такой поездки. Известно, что власти Петербурга давно и жестко борются с транспортными пробками. При этом даже самая решительная из мер городского правительства – регулярно звучащая угроза когда-нибудь перекрыть центр для частного транспорта – почему-то пробки не уменьшает. Прямо скажем: в рабочее время кататься на троллейбусе или автобусе по центральным улицам не слишком комфортно.
К тому же Петербург частенько одаривают своими визитами главы различных государств и правительств. Самые частые гости, конечно же, – прежний и нынешний президенты России, по поводу и без навещающие свой родной город. В представлении сотрудников ГИБДД, для комфортного передвижения столь высоких гостей необходимо останавливать весь остальной транспорт в городе.
От такой беды не всегда можно уберечься даже по выходным и в праздники, но все же именно выходные или поздние будние вечера представляются самым удобным временем для ознакомительной поездки по городу на общественном транспорте. В утренние часы субботы и воскресенья Петербург выглядит каким-то нереальным, тихим и словно насторожившимся. Дороги свободны, водители неспешны, пассажиров почти нет.
И вечерами в будни после девяти-десяти часов тоже есть своя прелесть в катании на городском транспорте: за окнами сверкают витрины и рекламы, дома расцвечены художественной подсветкой, а в невской воде отражаются неоновые огни мостов. Чем позднее вечер, тем энергичнее движутся по своим маршрутам застоявшиеся за день в пробках автобусы и троллейбусы.
Главное – не оказаться на глухом краю города в тот момент, когда весь общественный транспорт дружно устремится в гаражи и парки. Следует помнить, что с 11 вечера и до полуночи самым надежным способом передвижения остается метро. Автобусы, троллейбусы и трамваи все еще бегают по улицам, но движутся в основном в направлении своих ночных стоянок. Рассчитывайте свое наземное путешествие так, чтобы в это время держаться поблизости от станций метрополитена.
Без проводов и рельсов
Автобусных маршрутов в Петербурге очень много. Сколько точно – сказать сложно, потому что автобусный транспорт – наиболее гибкий, позволяющий быстро назначать и снимать временные маршруты, организовывать «подкидыши» в случае городских аварий, в общем – оперативно реагировать на изменение ситуации и потребности граждан. Последние номера в официальном перечне городских и пригородных автобусных маршрутов приближаются к седьмой сотне, хотя в реальности их, конечно же, меньше.
Однако более чем достаточно, чтобы из двух-трех приглянувшихся маршрутов скроить интересную самостоятельную экскурсию по Петербургу. Скажем, прокатиться на №22 – с Охты мимо Смольного, через площадь Восстания выехать на Невский проспект, далее до Исаакиевской площади, к Мариинскому театру, а потом в районе Крюкова канала или Пряжки пересесть в обратном направлении – на автобус №6, и отправиться в нем через Благовещенский мост на Васильевский остров.
Или, например, на №74 выехать из Купчино, родного района президента Медведева и математика Перельмана, объехать Волково кладбище, промчаться по выделенной автобусно-трамвайной полосе Лиговского проспекта, к Суворовскому и до Шпалерной. А там подождать №46 и уже на нем двинуться к Литейному, проехать между Летним садом и Марсовым полем, через Троицкий мост и мимо Петропавловской крепости на Каменноостровский, пересечь всю Петроградскую сторону и высадиться у Черной речки…
Таких экскурсионных поездок собственного сочинения можно составить десятки, а то и сотни. И всем хороши питерские автобусы – быстры, удобны, просторны и комфортны. Кроме одного, но существенного недостатка. В погоне за дополнительными доходами руководство автобусных парков норовит все машины заклеить рекламой – от колес до крыши. И нередко в салоне автобуса царит полумрак даже в самый ясный день, а вместо питерских красот пассажиры рассматривают в оконном стекле изнанку логотипа какого-нибудь сотового оператора или сети бензоколонок.
Уходящий в историю трамвай
Еще четверть века назад наш город, носивший тогда имя вождя мирового пролетариата, по праву считался трамвайной столицей мира. И по количеству выходящих на линии вагонов, и по общей протяженности трамвайных путей не было равных Ленинграду на всей планете. Всего за 3 копейки можно было из Купчино часа за полтора добраться в ЦПКиО или с далекой окраинной Ржевки неспешно доехать в цирк на Фонтанке.
Самый дешевый вид ленинградского транспорта, трамвай был одновременно красавцем и чудовищем – симпатичным внешне, но неудобным и страшно шумным при движении. Грохот и скрежет трамвая возникали и от несовершенства самих машин, но в большей степени – от ужасного состояния полотна. При укладке рельсов и шпал ленинградские мастера-путейцы почему-то руководствовались не правилами классической геометрии, а туманными постулатами математики Лобачевского – во всем городе было не сыскать хотя бы стометровки параллельно уложенных рельсов.
На рубеже XX-XXI веков начался новый расцвет трамвайного движения во всем мире. Экологически чистый, малошумный и просто красивый современный трамвай признан транспортом будущего, например, во многих столицах Европы. Любопытно, что в это же время правительство Петербурга стало ускоренными темпами избавляться от трамвайного движения. В Северной столице вместо реконструкции путей и ввода современного подвижного состава произошло закрытие множества маршрутов. Без трамваев остался центр города, закрылись несколько трамвайных парков, электровагоны перестали ходить по Крестовскому острову – к ЦКПКиО и Приморскому парку.
Сейчас петербургский трамвай превратился в транспорт спальных районов. Для поездки по историческим кварталам можно порекомендовать разве что маршрут №6: он идет от Финляндского вокзала, мимо «Авроры», на Петроградскую сторону, вдоль Александровского сада, минует дворец спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский» и через Тучков мост въезжает на Васильевский остров. Далее по Среднему, а затем и Малому проспектам «шестерка» устремляется к островным новостройкам.
Значительная часть другого маршрута - №16 - проходит по «Петербургу Достоевского». Одновагонный трамвай ходит с пл. Репина до Карбюраторного завода и по пути выкручивает с Загородного проспекта на ул. Марата, а оттуда в переулки, ведущие к Лиговке.
Но вообще для трамвайных прогулок лучше устремиться на окраины. Например, маршрут №100 связывает петербургский «крайний север» - идет от Придорожной аллеи до железнодорожной станции «Ручьи», по пути подбрасывая горожан к метро «Проспект Просвещения» и «Гражданский проспект». Современный русский трамвай может быть и быстрым, и бесшумным, и сверкающие на Просвещения «сотки» - лучшее тому доказательство.
А самую интересную, на наш взгляд, поездку сулит маршрут трамвая №36. Забравшись в него в районе Кировского завода или у метро «Автово», можно совершить долгое путешествие в Стрельну – дачный пригород Северной столицы, где расположен Константиновский дворец – официальная резиденция президента России. Пригородная ветка трамвайного пути, больше напоминающая обычную железную дорогу, в годы Блокады обрывалась линией фронта – кольцо трамвая в Стрельне находилось на оккупированной фашистами территории.
Под рогами в тепле и уюте
Новые петербургские троллейбусы – это просто песня на колесах. Теплые, светлые, малошумные, уютные, с бегающей строкой информационного табло – ездить в них одно удовольствие. А огромные окна позволяют наблюдать Петербург во всех подробностях его строгой красоты.
Ленинградский троллейбус впервые пробежал по городским улицам более 70 лет назад – маршрут №1 был запущен от Александро-Невской лавры до площади Труда. «Единичка» и сейчас проезжает по всему Невскому проспекту, но маршрут стал много длиннее – от окраинной Хасанской улицы на востоке Петербурга до Ординарной, что неподалеку от метро «Петроградская». Всего в городе сейчас около четырех десятков троллейбусных маршрутов.
Для экскурсионной поездки одним из самых привлекательных выглядит №5: он идет от площади Труда, мимо Исаакия, по Невскому, а затем по Суворовскому до Смольного. Хороша «семерка» - ее маршрут стартует на Малой Охте, а заканчивается в глубине Петровского острова. Немало интересного встречается на пути троллейбуса №10: от кольца в историческом районе Пески (на Новгородской улице) электрическая машина едет к Невскому проспекту, по нему до Дворцовой площади и далее на Васильевский остров – мимо Стрелки, Кунсткамеры и Университета, на Большой проспект и в Гавань.
Познавательная прогулка предстоит терпеливым пассажирам троллейбуса №3 – его маршрут соединяет Балтийский, Витебский и Финляндский вокзалы, а затем через промышленные кварталы Выборгской стороны уходит в направлении Полюстрова.
По ту сторону добра и зла
И в завершение пара слов о том, почему мы не советуем изучать наш город из салонов маршруток. Во-первых, потому что зачастую это даже не салон в полном смысле: в Петербурге немало еще машин, переделанных для извоза пассажиров из полугрузовых «Газелей». Во-вторых, ничего из маршрутки вы по большому счету не увидите – окна и без того маленькие, так еще и всегда завешаны какой-нибудь жизненно важной информацией: «Водитель не женат», «Место удара головой», «Хочешь выйти – кричи громче» и тому подобными проявлениями тонкого маршруточного юмора. Ко всему и звучащие в этом виде транспорта песни о «затопивших печку корешах», на наш взгляд, не в полной мере соответствуют духу старинного Петербурга.