Дети верят, что если в конце зимы ходить без шапки, то весна наступит быстрее. А если ловко миновать трещинки на асфальтовой дорожке к школе, ни на одну не наступив, значит, тебе точно повезет. Став взрослыми, мы снисходительно посмеиваемся над детскими приметами. И даже не задумываемся о том, что чувствуем себя по-настоящему счастливыми, только когда начинаем верить в чудеса и становимся открытыми, как дети. Между тем, этот секрет хорошо знали наши предки. Поэтому давным-давно, в незапамятные времена, они придумали веселый и удивительно красивый праздник — Масленицу. Люди верили, что если на масленичной неделе от всей души погулять, посмеяться, дать душе развернуться, то скорее придет весеннее тепло и весь следующий год будет благополучным, а несчастья и нужда пройдут стороной.
Закладывать не надо
Эта традиция свято почиталась: «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», - говорит старинная пословица. Не удивительно, что при любой власти, в любые времена, в России без масленичных гуляний не обходилось. От всей души желая, чтобы и холода поскорее закончились, и всевозможные трудности остались в прошлом, мы отправились на проводы Масленицы в Псков, который в этом году стал всероссийской столицей старинного праздника. Тем более, что «с себя все заложить» эта поездка не требовала. Она обошлась – с учетом дороги, обеда в ресторане и экскурсий по Пскову и Мирожскому монастырю – всего в 1000 рублей на каждого участника.
С ветерком
Итак, в 6:30 утра 13 февраля, в предпоследний день Масленицы наш туристический автобус отправился в путь от гостиницы «Октябрьская». До выезда из города сделали еще одну остановку — у«Московской» забрали тех, кому эта станция метро оказалась ближе, и взяли курс на Киевское шоссе. На радость нам, оно оказалось свободным, так что ехали мы с ветерком, не снижая скорости, лихо обогнули по новой окружной ветке Лугу с ее разбитыми улицами, светофорами и возможными пробками, и остановились по пути в Псков только один раз. У придорожного трактира под красноречивой вывеской «Сто миль до города» вышли, чтобы подкрепиться горячим чаем. И — снова в путь.
Хорошее начало — половина дела
Въехав во Псков, мы взяли на борт еще одного пассажира — к нам присоединился наш псковский гид, журналист, историк и краевед Юрий Стрекаловский. Именно он разработал программу нашего визита во Псков и, надо сразу сказать, сделал его поистине выдающимся. Несмотря на плохо скрываемое стремление поскорее познакомить туристов с красотами родного города, этот удивительный человек, безошибочно угадав настроения группы, предложил начать маршрут с плотного обеда.
Мы отправились в ресторанный комплекс «Палаты Подзноева», открывшийся в декабре 2009 года в отреставрированном здании XVI-XVII веков постройки. Комплекс состоит из нескольких трапезных, названия которых действуют на посетителей лучше любого аперитива. Здесь и Пироговая палата, в которой можно не только вкусно и недорого пообедать, но и купить с собой свежеиспеченный хлеб и булки, фирменные печатные пряники и сказочной красоты пирожные по 24 рубля за штуку; и Пивная палата, и Винная, названия которых говорят сами за себя.
Отказаться невозможно
Наша группа разделилась на две партии — одна отправилась обедать в Пивные палаты, а другая — в Пироговые. Нагуляв в пути немалый аппетит, мы резво принялись за салат, свежайший белый хлеб (его делают в здешней пекарне) и компот — столы в уютных трапезных были уже накрыты к нашему приезду. После закуски настала очередь ароматного грибного супа-пюре, а следом за ним на столах появились тарелки с домашним картофельным пюре и куриными отбивными. После такого блюда даже самым прожорливым из нас дышать стало трудновато, но выяснилось, что расслабляться рано. Под занавес нас поджидали блины с медом и мятой, такие аппетитные, что отказаться от этого удовольствия не было никаких сил.
Кузнец нам нужен
Сытые и чрезвычайно довольные, мы спустились по белокаменной лестнице во двор, где Юрий Стрекаловский уже начал рассказ о Подзноевых палатах и псковской истории. Едва вышли за ворота, как встретили земляка - Дмитрия Шагина. Главный митек страны тоже приехал погулять на главной же российской масленице.
Слушая увлекательный рассказ нашего гида, мы дошли по заснеженной улочке до симпатичного комплекса зданий из беленого кирпича. Это действующий кузнечный двор, каких в Пскове было немало в старые времена — город всегда славился искусными кузнецами. Нас встречал Евгений Вагин, знаменитый псковский мастер кузнечного дела. В свое время он учился у легендарного маэстро ковки Всеволода Смирнова, а теперь и у Евгения есть свои ученики.
Как делать деньги
В кузне наша группа задержалась надолго. Сначала все хотели сфотографироваться возле кованых скульптур, среди которых самым большим успехом пользовались ажурный снеговик, устойчивый к любым оттепелям, и украшающие одно из зданий подвески-обереги. Потом отправились рассматривать кузню и великолепные работы псковских мастеров ковки. Затем — еще одно увлекательное занятие: дегустация медовухи. А когда Евгений сообщил, что каждый желающий самолично выковать себе монетку, копию старинной деньги-чешуйки, к молоту и наковальне выстроилась целая очередь детей и взрослых с горящими глазами. Еще бы: всем хочется научиться делать деньги! Тем более что эти монетки хоть и сувенир, а богатство, говорят, притягивают настоящее.
По следам Ле Корбюзье
Попрощавшись с гостеприимными кузнецами, мы отправились к новым открытиям. Побывали в городском парке, на месте которого когда-то был необъятный крепостной ров — в Средневековье псковская крепость считалась самой большой на Руси. А возможно, как сообщил наш гид, была крупнейшей и во всей Европе. Мы увидели красивейшие псковские храмы, ради знакомства с которыми в город наведывался сам Ле Корбюзье. Прославленный французский архитектор был немало удивлен, обнаружив в облике древнего псковского храма Николы со Усохи черты конструктивизма — стиля, авторство которого мэтр никому не хотел бы уступать.
Можно представить себе, что Псков произвел бы на Ле Корбюзье еще большее впечатление, если бы ему так же повезло с гидом, как нам. В городе, похоже, нет ни одного здания, ни одной улицы, истории которых не знал бы Стрекаловский. Величественный псковский Кремль, по-московски пятиглавый собор Святой Троицы (традиционно псковские храмы строились с одним куполом), Мирожский монастырь с его старинными фресками – благодаря рассказам нашего гида даже те, кто уже бывал здесь не один раз, увидели и узнали все по-новому. Пересказывать не будем — это следует видеть и слышать самому.
Масленица на ладони
Незаметно приблизился вечер, а с ним и конечная цель нашего путешествия — масленичные гулянья на реке Великой. Уже в сумерках мы подошли к ее берегу, и освещенная яркими огнями площадка праздника открылась перед нами — словно на ладони. Музыка, песни, разноцветные ларьки ярмарки, хороводы были видны издалека.
Вокруг кипело веселье. Мелькали смеющиеся довольные лица в хороводе, а в сторонке две длиннющих цепочки взрослых и детей, ухватив друг друга за пояс, смеясь, изо всех сил перетягивали канат. На освещенной эстраде сменяли друг друга конкурсы, а в палатке поодаль сноровистые красавицы пекли румяные блины, которые тут же уходили с аукциона. С начальной стоимости, 1 рубль за блин, цены в считанные секунды взлетали до 5 червонцев. Все деньги, вырученные с аукциона, изначально решено было направить на благотворительные цели.
Йогурт для смельчака
В центре площадки высился гладкий масленичный столб, а по нему, под смех и ободряющие крики зрителей, карабкались к вершине мускулистые смельчаки. Тому, кто доберется до макушки столба, был обещан ценный приз. Организаторы праздника с призами не рассчитали — отважных спортивных парней на празднике оказалось слишком много, и награды быстро кончились. Но смельчаки все не хотели оставить столб в покое и продолжали карабкаться ввысь, уже не ради призов, а только из азарта. Вскоре какие-то ребята, видимо, представители компании-спонсора, взяли дело в свои руки и принялись выдавать покорителям столба йогурты псковского производства.
Все сбудется
А у ярмарочных ларьков вились очереди из жаждущих напитков покрепче. Водки и других высоких градусом товаров на ярмарке не продавали, зато душистые горячие глинтвейн и сбитень на морозе шли нарасхват. Благо, цены оказались совсем невысокими — от 35 рублей за стаканчик. Шашлыки, блины, пирожки, пряники выглядели так аппетитно, что отказаться от них было просто невозможно. Но не только вкусной едой радовала ярмарка. Лотки и прилавки ломились от всевозможных изделий народных промыслов — керамики ручной работы, берестяной посуды, сувениров, пуховых платков, игрушек...
Жаль, что пришлось уехать, не дождавшись костра, в огне которого суждено было сгореть чучелу масленицы — финал праздника пришелся на следующий день. Как выяснилось, мы все-таки пропустили немало интересного. И штурм снежной крепости, и купание в проруби, и катание на санях... Впрочем, увиденного хватило с лихвой, чтобы душа распахнулась и запела, чтобы стало совершенно очевидно, как в детстве — нам обязательно повезет. Все самое лучшее — сбудется: и весна, и надежды на лучшее.
Как сбудется и наше желание приехать в Псков вместе с Союзом путешественников еще не один раз.