На этих выходных я с группой туристов посетил усадьбу Репина "Пенаты". После того как группа оскорбленных верующих вскрыла преступный и злонамеренный характер картины «Иван Грозный и его сын Иван» в усадьбу Ильи Ефимовича не зарастает народная тропа. Всем интересно узнать, действительно ли после написания одиозной картины у художника отсохла рука, так что он даже не мог перекреститься… К сожалению, атмосфера заслуженного музея не располагает к восприятию прекрасного. Уже с первых шагов по территории усадьбы сталкиваешься с «гостеприимством» сотрудников
"Пенат". Велопарковки на территории музея, конечно нет, а при попытке приковать велосипеды к скамейке немедленно появляется суровый мужчина вохровского вида. «Нельзя ставить велосипеды так чтобы они заезжали на газон», «сюда вообще нельзя с велосипедами», «не надо их приковывать, их никто не возьмет». И это в двух шагах от крупнейшей и самой известной велодорожки в пригороде Петербурга!
Полицейская опека сопровождает посетителей "Пенат" с первых шагов по территории усадьбы. Сначала следует долгий инструктаж по технике завязывания бахил. Затем, после конфискации курток, ВНЕЗАПНО, следует изъятие рюкзаков. Сложенная 100 рублевая купюра в кассе немедленно возвращается – «Дайте немятые деньги». Я понимаю если речь шла о Петергофе или Царском Селе, с полами из красного дерева, но здесь речь идет о новодельном музее, ведь старое здание "Пенат" сгорело еще в 1944 году…
Количество обслуживающего персонала мемориального музея-заповедника превосходит все разумные пределы. Только на входе вас встречают три цербера. В каждом зале сидит по смотрителю. Но при этом, в "Пенатах" нет ни одного экскурсовода! В каждой комнате дома экскурсантам проигрывают магнитофонную запись с текстом экскурсии. Это неплохое решение для небольшого музея, тем более что текст может быть записан на разных языках, но с огромным количеством вахтеров и смотрителей, это выглядит совершенно нелепо.
Да и аудиоэкскурсия, которая теоретически должна была продолжаться 40 минут, оказалась скомканной. Вслед за нашей группой шли какие-то VIP гости и сотрудники музея явно стремились поскорее выпроводить неудачно затесавшихся «простецов». Увы, как не печально, но "Пенаты" уже не символ гостеприимства…