Петербург как город с давней историей имеет свои традиции. Стрельба из орудия на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости в полдень. Зажжение свечей в память о снятии блокады Ленинграда. Известные пышечные города, которые больше нигде не найти. Да вы и сами можете продолжить этот список. Можно ли добавить к нему ежегодный показ «Ночи пожирателей рекламы»? Думаем, пока рано. Но согласимся, что это мероприятие стало заметным событием двух последних десятилетий в Петербурге.
Когда в 1980 году Жан Мари Бурсико (Jean Marie Boursicot) задумывал свою Синематеку, состоящей исключительно из рекламных роликов, его идею едва ли воспринимали всерьез. Французским коллекционером двигало желание вернуть этой разновидности киноискусства славу, которой она была обделена, находясь в тени старшего полнометражного «брата». То, что изначально создавалось в качестве обучающего ресурса для студентов в сфере рекламы, быстро получило признание в профессиональном сообществе. Однако финансовая сторона дела при возросшей нагрузке требовала более серьезных вложений, чем те, которые мог обеспечить основатель. Так и родилась идея о коммерческой демонстрации фондов Синематеки под названием «Nuit des Publivores», или «Ночь пожирателей рекламы». Когда в 1981 году состоялся первый показ, забрезжила надежда на успех. Уже вскоре география показов «Ночи» должна была выйти за пределы Парижа, Франции и распространиться по другим городам Европы. Но для начала требовалось проделать огромный объем работы по систематическому коллекционированию и развитию Синематеки.
Случалось, что Жану Мари Бурсико приходилось просматривать до 25 000 роликов в год из разных стран мира, чтобы сформировать программу. Сейчас в архиве хранится около 1 миллиона рекламных роликов из 80 стран – и это число увеличивается на 10-20 тысяч каждый год. Это самая большая и, как ни странно, единственная специализированная коллекция в данной области в мире. Значительный вклад в успех «Ночи» принадлежит ретроспективному показу старых образцов рекламного искусства, созданных на заре не только ТВ, но и всей киноэпохи. Так, например, Бурсико удалось разыскать и восстановить первый в своем роде рекламный фильм, снятый в 1898 году! В итоге, произошло то, о чем сам Жан Мари Бурсико не мог и подумать, когда принимался за работу: Синематека была признана национальным достоянием Франции, что ставит ее в один ряд с Лувром и Эйфелевой башней.
В 1994 году «Ночь пожирателей рекламы» пришла в Россию: состоялись показы в Москве и Петербурге. У наших сограждан это мероприятие со временем завоевало такой успех и популярность, что за последние несколько лет мировые премьеры новых программ уже дважды проходили в Москве, а общее количество российских городов, в которых устраиваются показы, достигло 40. Чтобы представить себе атмосферу, в которую вас погружают организаторы, попробуйте вообразить взрывной коктейль рок-концерта, футбольного матча и ярмарки одновременно.
Петербуржские «Ночи» регулярно проходят в БКЗ «Октябрьский». Формат мероприятия выбран так, чтобы все пришедшие оказались максимально вовлеченными в происходящее. За ночь можно успеть обнаружить себя на карнавале и побывать на выступлении музыкальных групп, оказаться на фуршете и столкнуться там с приглашенными звездами шоу-бизнеса, принять участие в розыгрыше призов и лотереи, послушать сеты от ди-джеев и поучаствовать в запуске фейерверков, – все действо проходит в атмосфере здорового драйва и веселья. Центральное событие «Ночи» – это, безусловно, 4-часовой показ в зале с несколькими антрактами. В несколько тематических блоков включено около 400 роликов со всего света, которые знакомят с лучшим рекламным материалом, вышедшим на экраны, или, наоборот, не попавшим на глаза широкому зрителю. Международная экзотика приправлена историческим материалом, а также густо замешена на полном отсутствии цензуры: никаких телевизионных табу, черных прямоугольников и вырезанных фраз. Признаемся, заснуть на таком насыщенном и действительно интересном мероприятии будет сложно.
В этом году в программу, вероятно, будут включены образцы ранней советской рекламы 70-х годов из архивов Лендокфильма и Госфильмофонда, которую и представить-то себе достаточно сложно. Петербуржская премьера юбилейного 30-го показа «Ночи» запланирована на 17 декабря. А тем, кому не терпится увидеть, что организаторы приготовили на этот раз, могут выбрать любой город, где показы состоятся раньше, будь то Москва, Самара или Волгоград – с расписанием можно ознакомиться в Интернете.
Жан Мари Бурсико, считает, что реклама сегодня – это лучший способ в сжатой форме и на универсальном языке, не требующем субтитров, рассказать полноценную историю и не только развеселить, но также привлечь внимание к социальным проблемам. Не зря с 2008 года европейским партнером показов стала Организация Объединенных Наций. Нельзя не согласиться с Бурсико в том, что в наше время ТВ и Интернета создавать и тиражировать информацию стало намного проще, и современный пресыщенный зритель делает выбор в пользу ясных и коротких послания с экрана. Повсеместное распространение книг для школьников с заглавием «100 кратких изложений шедевров мировой литературы» кажется нам звеном той же цепи.
Если вам уже невмоготу от потока рекламы, которая льется с отечественных телевизионных каналов и вы уверены, что в жизни всегда есть место для острого рекламного ролика, то посещение «Ночи пожирателей рекламы» точно станет для вас глотком свежего воздуха. Курс молодого рекламщика обязательно будет включать программы Синематеки. Очевидно, существует прямая связь между общим уровнем культуры общества и тем, какая реклама выходит на экраны. Поэтому до тех пор, пока мы вынуждены смотреть на домохозяек, демонстрирующих семейное грязное белье на всю страну, пока острые социальные ролики от лучших европейских режиссеров будут
сниматься с эфира федеральных каналов, «Ночь пожирателей рекламы» обречена каждый год собирать полные залы.