Как отметили Новый 1913-й год в Петербурге? Сколько рябчиков, гусей и индеек купили к празднику? Какими "ужасными" подарками пугали тёщ петербургские чиновники? Какие подарки дарили детям? И какие курьезные происшествия произошли в Петербурге в новогоднюю ночь? Читайте в отрывках из очерка историка Льва Лурье.
- Потребление: 17 возов с глухарями и рябчиками в день продавали торговцы на Щукином дворе, потому что, как писал путеводитель, "редкий столичный обыватель обойдется на Рождество без рябчика или традиционного гуся". В рождественские дни 1913 года в Петербурге было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток.
- Подарки: Мелкие чиновники и писари раскупали "ужасные" подарки к Рождеству, цель которых была в том, чтобы поставить в смешное положение приятелей, кузин, тещ: например, "флакон духов" — открывший пробку с ног до головы обрызгивается чистой водой; самовозгорающиеся спички; чертики, выпрыгивающие из бутоньерок...
- Игрушки: Новинка сезона в 1913 году — английский детский беспроволочный телеграф, сконструированный согласно последнему слову техники. Он позволял маленьким "маркониграфистам" сноситься друг с другом с разных улиц. Стоил, правда, 65 рублей.
- Происшествия: 1 января 1913 года некая Анна Класова откусила своему мужу Петру два пальца; акушерка Худякова плеснула серную кислоту в лицо неверного любовника — артельщика Иванова; так же поступила и работница Свешникова, принявшая ряженую Марию Мурзину за дьявола.
Спирит Ян Гузик материализовал дух некоего Кривоусова (посланец другого мира играл на цимбалах и сломал стул). В "Доме интермедии" обвалился потолок и ушиб студента Крамаренко. Под поезд Петербург — Ораниенбаум бросилось последовательно сразу трое самоубийц — на 3-й версте, у Лигова и у Мартышкино.
- Пикантные истории: В Егоровские бани приехал мужчина с седой бородой, в пальто и барашковой шапке, с дамой среднего роста, довольно тучной, с рыжеватыми волосами. Парочка заняла N 3 за 5 рублей. Через 2 часа коридорный постучал в дверь. Ответа не последовало. Женщина была жива, но в обмороке. Мужчина мертв. По документам, найденным в вещах, выяснилось: мужчина — брестский уездный предводитель дворянства Александр Петрович Чичерин, 55 лет; женщина — жена действительного статского советника Зинаида Яковлевна Ханенко, 40 лет. Сама Зинаида Яковлевна решительно не может дать себе отчета, каким образом она попала с Чичериным в баню. Хорошо помнит, что оба они съели свиные котлетки, но после этого решительно ничего не помнит. Говорит, что все время была в забытьи. Экспертиза показала: причина смерти Чичерина — ягоды со шпанской мушкой, сильное возбуждающее средство, которое гибельно отразилось на его истощенном организме.