Главная / Блог / Культурный Петербург / Об опере и не только

Об опере и не только

Наталия Комшанова / Культурный Петербург / 23 марта 2010 / 3700 / 0
Ни в коем случае не претендуя на высокое звание знатока оперы, но являясь все же большим ее почитателем, отважусь поделиться своими скромными знаниями с любителями этого прекраснейшего из искусств.

Мариинский театр

Безусловно, начать свое знакомство с «оперным» Петербургом необходимо с Мариинского театра, оперная труппа которого является одной из лучших в мире.

Во многом благодаря удивительной энергии директора и художественного руководителя театра Валерия Гергиева, последние полтора десятилетия стали временем неслыханного расширения оперного репертуара. Даже если вы приезжаете в Петербург не в первый раз и уже успели побывать на спектаклях прославленного театра, вы наверняка найдете в афише новые для себя названия, ведь в сегодняшнем репертуаре - более 70(!) оперных постановок.

Только за последний год у петербуржцев и гостей города была возможность увидеть премьерные постановки «Мазепы» и «Иоланты» П.И. Чайковского, «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Женщины без тени» Р. Штрауса, а также грандиозных «Троянцев» Г. Берлиоза.

Нельзя не упомянуть о том, что главные партии Лючии и Иоланты в дни премьер исполняла несравненная Анна Нетребко, пожалуй, самая востребованная на сегодня звезда мировой оперной сцены. Можно лишь сожалеть о том, что певица не часто выступает на сцене родного театра (в этом году поклонники могли видеть ее лишь в январе в премьерной постановке «Богемы» Дж. Пуччини). Но есть и хорошая новость: в марте оперная дива даст сольный концерт в Большом зале петербургской филармонии. Тем же, у кого нет возможности попасть на ее выступления, можно посоветовать совершенно замечательный «Русский альбом» (романсы С.Рахманинова и арии из опер русских композиторов), записанный с оркестром Мариинского театра.

Оперная афиша театра удивительно разнообразна, а имена режиссеров спектаклей неизменно вызывают интерес даже у искушенной публики. Ведь это и знаменитый Андрей Кончаловский, и популярный сегодня режиссер Кирилл Серебренников, и создатель московского музыкального театра «Геликон Опера» Дмитрий Бертман, и известный актер и режиссер Александр Галибин (с недавнего времени возглавляющий Московский музыкальный театр им К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), и талантливый петербургский оперный режиссер Юрий Александров, и представители туманного Альбиона - Джонатан Кент, Дэвид Маквикар и Джон Дойл, на счету которых постановки в Королевском оперном театре Ковент Гарден и Английской национальной опере, и француз Ален Маратра и многие, многие другие, не менее заслуженные и уважаемые.

Но молодые и талантливые режиссеры также получают возможность реализовать свои замыслы на легендарной сцене. Любителям оперы хорошо знакомо имя Дмитрия Чернякова, автора нашумевшей постановки «Евгения Онегина» в Большом театре (широкая публика могла видеть этот спектакль на телеканале «Культура», в прямой трансляции из Гранд Опера). На сцене Мариинского театра режиссер поставил уже три спектакля - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Тристана и Изольду» Р. Вагнера. И Василий Бархатов, несмотря на несолидный возраст (ему – 26!), уже имеет солидный опыт режиссерской работы в Мариинском. На его счету - четыре постановки.

Важнейшей частью музыкальной жизни северной столицы является ежегодный фестиваль «Звёзды белых ночей», впервые проведенный в 1993 году по инициативе Валерия Гергиева и входящий в десятку лучших фестивалей мира. В 2009 году в рамках фестиваля петербуржцы и гости города имели уникальную возможность стать зрителями полной версии новой редакции постановки тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» (по оригинальной концепции Валерия Гергиева и Георгия Цыпина). Надо отметить, что полностью «Кольцо нибелунга» ставится крайне редко.

Исключение составляет лишь немецкий оперный театр в Байрейте, созданный более 130 лет назад самим Вагнером для собственных спектаклей. Между тем, оперы немецкого классика чрезвычайно востребованы в мире и проходят при неизменных аншлагах. Однако, включить в репертуар сложные творения Вагнера может позволить себе только высокопрофессиональная труппа. Еще с конца 1990-х годов на афише Мариинского театра последовательно появились «Парсифаль», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», а потом была поставлена и тетралогия «Кольцо нибелунга», состоящая из четырех названий: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».

XVIII-й фестиваль «Звёзды белых ночей» обещает стать лучшим подарком для поклонников классической музыки. С середины мая до середины июля в рамках фестиваля пройдет более 90 оперных и балетных спектаклей, симфонических и камерных концертов, а также сольных выступлений звезд международной музыкальной сцены. В список приглашенных в этом году попал актёр Джон Малкович. Он приедет с моноспектаклем «Адская комедия». Одна из премьер фестиваля - постановка Английской национальной оперы «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока.

Несколько слов о ценах на билеты. К сожалению, билеты бывают довольно дорогими (от 1500, а иногда и от 2500 рублей), а на некоторые премьерные спектакли купить их возможно только за несколько месяцев до даты представления. При этом, большим удобством для жителей других городов является возможность заказать и приобрести билеты через интернет, используя банковские карты или электронные платежные системы.
Излишне говорить, что  удовольствие, полученное на спектакле, окупает сторицей все расходы, а незабываемые впечатления остаются на всю жизнь.

Концертный зал Мариинского театра

Немного уступающий по зрелищности, но не по качеству звучания вариант - это постановки на сцене Концертного зала Мариинского театра. Единственный в своем роде зал открыт в 2007 году, в реконструированном после пожара здании, где ранее располагался декорационный цех театра. Чудом сохранившийся исторический фасад стал основой для строительства уникального театрально-концертного комплекса, по своим акустическим качествам сравнимого с лучшими концертными площадками мира.

Несмотря на то, что зал был открыт не так давно, в его репертуаре изрядное количество прекрасных оперных спектаклей в так называемом концертном исполнении. Среди них «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова (2009), «Русалка» А. Дворжака, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и др.

В 2007 году именно на сцене Концертного зала Мариинского театра была впервые в России исполнена опера Родиона Щедрина «Очарованный странник».

Если вам повезет, за дирижерским пультом вы увидите самого маэстро Гергиева. Несмотря на сумасшедшую занятость (с 2007 года он – главный дирижер Лондонского симфонического оркестра), он находит время выступать в Петербурге и радовать зрителей.

Подробную информацию можно найти на официальном сайте театра: www.mariinsky.ru.

Михайловский театр

Все более привлекательным для ценителей оперного искусства становится Михайловский театр, в 2001 году вернувший себе историческое имя (ранее – Академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского).

Три года назад директором театра стал известный предприниматель Владимир Кехман, с появлением которого произошло множество изменений: от ремонта здания театра (новый директор вложил в него 300 млн. рублей собственных средств) до изменений в репертуарной политике.

Как мне кажется, общую атмосферу, царящую в настоящее время в театре, прекрасно передает размещенный на его сайте фрагмент фильма «Михайловский театр. 175 лет» режиссера Сергея Дебижева (автора культового фильма «Два Капитана 2»).

Как отмечено на официальном сайте театра, сегодня Михайловский претендует на славу самого светского музыкального театра Петербурга. И это вполне в духе его традиций, ведь наряду с Мариинским и Александринским театрами он входил когда-то в альянс русских Императорских театров.

О высоком уровне, к которому стремится сегодня театр, говорит такой факт: оперную труппу в течение года возглавляла непревзойденная Елена Образцова. К большой радости почитателей ее таланта, она и сегодня продолжает сотрудничать с Михайловским театром, и у нас есть потрясающая возможность услышать одну из самых великих оперных певиц в роли графини в «Пиковой даме» П.И. Чайковского.

Режиссер большинства оперных спектаклей в сегодняшнем репертуаре - народный артист России Станислав Гаудасинский, на протяжении многих лет возглавлявший театр. И если его постановки решены в традиционном ключе, то премьеры последних трех сезонов свидетельствуют о желании идти в ногу со временем: оперы «Сельская честь» П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонквавалло итальянского режиссера Лилианы Кавани и «Любовный напиток» Г. Доницетти (режиссёр-постановщик - Фабио Спарволи).

Интересная подробность

Лилиана Кавани - автор знаменитого фильма «Ночной портье» (1974 г.) с Диком Богартом и Шарлотой Ремплинг в главных ролях.
Все три спектакля были изначально созданы для итальянских театров и перенесены на российскую сцену. Первой же полностью самостоятельной постановкой театра стала «Русалка» А. Дворжака (2009 г.). Для режиссера Игоря Коняева, отнюдь не новичка в режиссуре, это первый опыт оперной постановки.

В феврале этого года состоялась масштабная премьера одного из самых монументальных произведений французского оперного искусства – оперы Жака Фроманталя Франсуа Галеви «Иудейка» (режиссер - Арно Бернар).

Хочется обратить внимание на чудесный музей, расположенный в здании театра – это музей-квартира художника Исаака Бродского (вход в музей слева от балкона). На первый взгляд он не имеет отношения к нашей теме, но среди большого количества первоклассных произведений известных русских художников, в его коллекции - замечательный портрет Федора Шаляпина работы Бориса Григорьева (на втором этаже квартиры, в мастерской художника).

Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера»

Еще один адрес, который не может не заинтересовать «операманов», - Галерная улица, дом № 33 - особняк барона фон Дервиза. Здесь обосновался Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» под руководством народного артиста России Юрия Александрова.

У коллектива долгое время не было своей площадки. И вот в 2003 году, в день 300-летия Петербурга, за свои творческие достижения труппа получила в дар от города прекрасное здание в историческом центре. И сегодня в уникальных старинных интерьерах творит и экспериментирует молодой и энергичный коллектив.   

Первая же премьера в новом здании - шутливая мелодрама Г. Доницетти «Петр Великий - Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии»- стала европейской музыкальной сенсацией. По инициативе Юрия Исааковича поиски утерянной партитуры велись более трех лет. К ним были привлечены Оперный театр им. Доницетти в Бергамо (Италия), Фонд и Издательство «Дома Рикорди», обладающие правом на музыку великого итальянца, Генеральное консульство Республики Италия в Петербурге. Кропотливая работа дала свои результаты - партитура была воссоздана по крупицам!

Юрий Александров является автором всех постановок на сцене своего театра, его кипучий темперамент неоднократного отмечен премиями «Золотая маска» и «Золотой софит».

К своему недавнему 60-летию, которое широко отмечалось в Петербурге неделей его спектаклей на разных площадках город, он подготовил, как и подобает истинному служителю муз, новую постановку оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан». Как всегда, это будет смелый эксперимент и современное прочтение классики, всегда отличающее постановки этого режиссера.

В творческом багаже Юрия Александрова - постановки в Метрополитен Опера и в театре Ла Скала. Особая гордость мастера - «Турандот» Д. Пуччини в Арена ди Верона. Беспрецедентный случай в театральном мире: впервые для постановки итальянской оперы в итальянском театре был приглашен иностранный режиссер.

В Петербурге некоторые постановки можно увидеть только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: уже названного «Петра Великого», а также «Риту» и «Колокольчик» Г. Доницетти, «Сокола» Д. Бортнянского, «Тайный брак» А. Чимарозы, «Антиформалистический раек» и «Игроков - 1942» Д. Шостаковича, «Адриенну Лекуврер» Ф. Чилеа. Многие из этих произведений поставлены впервые в России.

Сайт театра: www.spbopera.ru.

Театр оперы и балета консерватории

Для любителей классического оперного искусства открыты двери Театра оперы и балета консерватории (Большой зал им. А. Г. Рубинштейна). К счастью, закончился трудный период, связанный со сменой руководства консерватории. Ее возглавил скрипач и дирижер, народный артист России Сергей Стадлер.

Петербургская консерватория, основанная в 1862 году выдающимся пианистом и композитором Артуром Рубинштейном,– священное место для ценителей классической музыки. Ее история неразрывно связана с именами П.И. Чайковского, А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, А. Глазунова, Д.Д. Шостаковича и других выдающихся музыкантов.

На сцене театра консерватории начинали свой творческий путь Елена Образцова и Ирина Богачева, Юрий Марусин, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Константин Плужников, Ольга Бородина, Даниил Штода, Анна Нетребко, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов, Владислав Чернушенко, Валерий Гергиев и другие замечательные артисты.

В оперной афише театра сегодня около 10 постановок. В их числе «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Свадьба Фигаро» и «Cosi fan tutte» В.А. Моцарта, «Дидона и Эней» Г. Перселла, «Травиата» Дж. Верди, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова. Репертуар ежегодно обновляется и расширяется.

В марте 2009 года состоялась премьера оперы «Орфей» К.В. Глюка (в редакции Г. Берлиоза). В июле – премьера единственной оперы великого романтика Роберта Шумана «Геновева». В постановках принимают участие молодые хореографы, режиссеры, дирижеры, вокалисты. К большой радости любителей классического искусства шедевры оперы и балета идут в театре консерватории в традиционном варианте, и в этом смысле консерваторский театр – хранитель традиций.                                                 

Более подробная информация - на сайте театра www.сonservatory.ru.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: