Мудрые люди говорят: «Если у тебя нет историко-архитектурных памятников – построй их». Еще в XIX веке, обнаружив, что имеющиеся в наличии памятники Средневековья не соответствуют современным эстетическим стандартам, европейцы начали спешно возводить псевдо-готические и барочные замки и соборы. И уже сегодня, рыцарские времена, ассоциируются у нас с величественными силуэтами австрийского Лихтенштайна (1884 год постройки) и баварского Нойшванштайна (1883 год постройки).
По этому пути следовала и Россия, где на рубеже XIX-XX веков процветал псевдо-русский стиль. Петербуржцу не надо ехать в Кострому или в Углич для осмотра памятников московского зодчества – достаточно посетить
Федоровский городок в Пушкине или Федоровский собор у Московского вокзала. Со временем, «новодельные» храмы и замки становились привычной частью городского или загородного пейзажа, и даже коренные жители забывали, что эти строения появились относительно недавно. А, что говорить о туристах, которые порой путают
Храм Спаса на Крови (1907 г.) с Василем Блаженным (1561 год)!
Замок «Вайдахуняд» в Будапеште. "Новодел" 1908 года. Первоначально представлял из себя муляж из бумаги и папье-маше, потом выполнен в камне
Современный массовый туризм вдохнул в строительство новоделов второе дыхание. Разумеется, чаще всего этим увлекаются в странах, где значительные памятники истории не сохранились или были разрушены. В Минске, практически с нуля было построено Троицкое предместье, больше напоминающее польско-литовский город, а не реально существовавший центр уездного Минска. Центральный бастион финского города Хамина был отстроен уже несколько десятилетий тому назад – теперь там идут концерты.
Не отстают от северных стран и южане. В тунисском городе Хамамет находится туристический центр «Картаго-ленд» напоминающий древнефиникийское поселение. В израильском Эйлате возведен «Кинг-сити», замок стилизованный под дворец царя Соломона. Все эти объекты привлекают не только иностранных гостей, но и служат развлекательными центрами для местных жителей.
Возможно, и нам стоит учесть зарубежный опыт. Туристических объектов мало не бывает. У нас есть и постройки стертые с лица земли в годы войны, - например Английский дворец в
Петергофе, и полуразрушенные здания –
Ропшинский дворец, и возможность для возведения абсолютно новых зданий с «исторической легендой». Взять тот же самый Ниеншанц, исчезнувший в начала XVIII века.
Российский турист всегда «страдал» от отсутствия на нашей земле небольшого уголка европейского средневековья: с готическим собором, ратушей, узкими улочками и домами с островерхими красными крышами. Ведь мы с детства воспитаны на сказках Андерсена и братьев Гримм. Так почему бы у нас не возвести небольшой выставочно-туристический уголок Западной Европы? Ведь еще в начале XX века, венгры построили в Будапеште замок «Вайдахуняд», состоящий из копий самых известных зданий Австро-Венгерской империи. Сегодня это одна из самых известных туристических достопримечательностей столицы Венгрии. По этому пути идут и китайцы, возводя в своих городах копии мостов Лондона и каналов Венеции.
"Тауэрский мост" ... в Китае
Стоит ли возвести в Петербурге, под брендом «Ниеншанц» небольшую модель западноевропейского города, которая могла бы служить культурно – развлекательным центром для северных районов? Этот вопрос я оставляю открытым и адресую его нашим читателям.