На днях петербургские парламентарии объявили, что в Невском районе будет установлен памятник Ольге Берггольц. Его точное место пока не определено, как и проект памятника. Скорее всего, он разместится недалеко от улицы Ольги Берггольц и музея ее же имени в школе №340. Появление памятника этой знаковой для ленинградцев-петербуржцев поэтессе, на мой взгляд, выглядит сегодня как попытка отдать просроченный долг.Жизнь Ольги Федоровны не была усыпана розами. В 1937-м ее исключают из партии, а в 1938-м, беременную, арестовывают. Пытают. Через полгода выпускают на свободу и реабилитируют. Чего ей стоили эти полгода? Вот как она говорит об этом в своем дневнике: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи".
Тем не менее, в первые же дни войны Ольга Берггольц пишет:
«Мы предчувствовали полыханье
этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!»
Все 900 дней блокады Ольга Федоровна работала на Ленинградском радио, почти ежедневно выходя в эфир для того, чтобы поддержать, ободрить и просто быть рядом с ленинградцами. Ее голос помогал выжить и давал ощущение, что жизнь еще теплится. За это ее называли «блокадной музой», «голосом блокадного Ленинграда».
«Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила...»
Она удивительным образом смогла передать боль и героизм ленинградцев, определив своим творчеством целую эпоху не только в поэтическом, но и в гражданском сознании своих современников.
Однако в Петербурге до обидного мало памятных знаков, посвященных этой выдающейся и мужественной женщине. Монумент на ее могиле на Литераторских мостках появился лишь в 2005 году (автор - Владимир Горевой). И еще есть две памятные доски: одна на Доме Радио, вторая на «Слезе социализма» по улице Рубинштейна 7, в котором жила поэт с 1932 по 1937 год.
Еще менее заметен памятник Ольге Берггольц, расположенный вдали от туристических маршрутов, во дворе дома по ул. Гороховой, 57-а (во время войны в этом здании был госпиталь). Некоторое время назад памятник упал от сильного ветра, получил небольшие повреждения и поэтому был перенесен с фасадной части во двор, в прямом смысле слова на задворки.