Сегодня многим работникам детских и бюджетных организаций было предложено явиться на Конюшенную площадь, и высказать самые искренние патриотические чувства, в связи с историческим присоединением Крыма к России. Такого события Европа не видела с 1990 года, когда ГДР была поглощена Западной Германией. К сожалению, без палки чиновника, патриотизм у нас работает бесперебойной только в виртуальном пространстве. Но были времена, когда тысячи горожан по зову сердца выходили на улицы города, дабы слиться в патриотическом порыве.
Самый известный подобный эпизод произошел ровно сто лет тому назад, когда петербуржцы бурно отмечали начало Первой мировой войны. Многотысячные манифестации днем и ночью направлялись к посольству Сербии на Фурштатской улице, которое по странной иронии истории находилось в доме, где сегодня расположено посольство США. С балкона к народу обращался сербский посланник, который говорил о том, что Сербия всегда видела в России свою избавительницу от турецкого ига.
Затем патриоты направлялись к жившему по соседству председателю Государственной Думы Михаилу Родзянко. Он вспоминал: «толпа ежедневно подходила и к моему подъезду и требовала чтобы я выходил. Я выходил на балкон, а раз вечером, когда требования были особенно настойчивыми, пришлось сойти вниз на улицу… Меня просили встать на свободный автомобиль и сказать речь».
Демонстранты у Аничкова дворца
Посольствам Центральных держав естественно было бессмысленно рассчитывать на пощаду. Толпа несколько раз пыталась пробиться к австрийскому посольству в
особняке Бутурлиной. Сначала людей не пускали конные городовые, но затем патриоты все-таки проникли к логову агентов Франца-Иосифа и подожгли его. Пожарные только следили, чтобы пламя не распространилось на соседние дома.
На Исаакиевской площади разгрому подверглось и
немецкое посольство. По преданию, с его крыши были низвергнуты два тевтонских буцефала, которых вели под уздцы арийские юноши. Вражеские кони были утоплены в Мойке, где по легенде они лежат по сей день, и ждут своего часа.
Апофеозом массовых акций тех дней стала многотысячная демонстрация организованная Галицко-Русским обществом. Мысль о страдающих под австрийским игом жителях Львова, воодушевляла представителей различных классов и сословий. Во время шествия по Невскому толпа разгромила кафе Рейтера на углу Невского и Садовой (к несчастью, хозяином заведения был чех) а затем ворвалась в редакцию старейшей городской газеты «Peterburger Zeitung».
Мероприятие завершилось на Дворцовой площади. Случайно оказавшийся в Зимнем дворце государь (в отличие от 9 января 1905 года), вышел на балкон и тепло поприветствовал собравшихся. Общественность рухнула на колени и пропела государственный гимн.
Дворцовая площадь 1 августа 1914 года
Дальше уже последовали технические моменты. Все знают, что Петербург был переименован в Петроград. Куда менее известно, что еще с конца XIX века рассматривались и другие варианты переименования Северной Столицы: Петр-Город, Александроневск, Невск и даже в Новую Москву (О, Позор!) Из столицы стали депортировать немецких подданных. За компанию с ними, в Сибирь были высланы и 200 китайцев. В чем провинились последние? О том историческая наука умалчивает…
Тем временем, на бирже подорожал хлеб, а из магазинов исчезли тирольские фрукты…