Главная / Блог / Культурный Петербург / Петербург театральный: XIX век.

Петербург театральный: XIX век.

Ольга Власова / Культурный Петербург / 5 марта 2011 / 29143 / 1
 Петербург – аккуратный человек, совершенный немец,
                             на все глядит с расчетом и прежде,
                           нежели задумает дать вечеринку,
      посмотрит в карман.
Н.В.Гоголь


      Один из красивейших городов не только Европы, но и мира, был построен за  короткий срок; мощный импульс, заложенный в него первым императором, во многом повлиял на  дальнейшее формирование столицы.
    Ускоренный рост и развитие во многом обусловлены тем, что город изначально строился как новый центр, причем не только политический и экономический, но и культурный.
Вероятно по этой причине уже в начале XIX века Санкт-Петербург оправдал ожидания и превратился в полноценную столицу огромного государства.
    В начале XIX столетия начинается активное строительство города: граница отодвигается к Обводному каналу, расширяется центр, появляются новые жилые районы. Но о состоянии Петербурга лучше всего расскажут цифры.

    В конце 1830-х годов в городе было 8300 домов, 117 мостов, тротуаров в общей сложности 270 километров, свыше 4000 уличных фонарей и 630 колоколов звонили по праздникам. При этом население Санкт-Петербурга 1 сентября 1832 года насчитывало 479 993 человека, 30 процентов от общего количества горожан составляло крестьянство, 9 процентов – дворянство, то есть на каждого дворянина приходилось по три крестьянина: статистика для всей остальной России удивительная. Причем стоит отметить еще один интересный факт, примерно каждый тысячный житель служил в полицейском отделении, а каждый сороковой был чиновником. При этом, по сравнению с другими городами России, Петербург был чрезвычайно разнороден по населению, конечно, не стоит забывать и о том, что в конце XIX века в молодую столицу перебралась почти вся знать страны.
 
   Насколько разным было население Петербурга, настолько разными были его развлечения. Совершенно естественно, что простой ремесленник не ездил на балы, а великосветский аристократ не посещал балаганы и ярмарки, но  и тот, и другой вечером могли отправиться в театр.
   В то время в столице существовало три театра, если не считать Каменоостровского,  которому «предназначалось служить летним развлечением великосветского общества». Действительно, открытый 1 июля 1827 года он частенько превращался в  резиденцию императора, сезон обычно длился с мая по август, выступали все казенные труппы.
Центром театральной жизни являлся Большой Каменный Театр, расположенный на старейшей площади города, вблизи так называемой Коломны. Часто в нем можно было встретить Пушкина, Лермонтова, Грибоедова и многих других выдающихся деятелей той эпохи. В нем ставили и драматические спектакли, и оперу, и балет.
  Самым доступным для городского населения был Малый Деревянный Театр, он располагался на месте нынешнего Екатерининского сада. В городе его часто называли «Театр Казасси», по имени антрепренера, благодаря которому и появилось это здание. Интересно, что русская труппа более всего играла на этой сцене, особенно после пожара в Большом.
Третий театр располагался у Симеоновского моста (ныне мост Белинского), и после перестройки в 1828 году получил название «Новый театр», на его сцене показывали и драматические и оперные спектакли, но отличительной его особенностью были цирковые представления.
   Стоит упомянуть, что 1 января 1825 года был открыт театр у Чернышева моста (ныне мост Ломоносова), но он сгорел через несколько месяцев после открытия.
Идея строительства нового каменного театра витала в   воздухе уже с начала XIX века, растущему городу было   необходимо достойное здание в самом его центре.   Реализация этой идеи состоялась только в 1828 году, когда началось строительство Александринского театра.


  Решение о строительстве нового театра было принято еще в 1811 году, но Отечественная война 1812 года помещала этому, тем неменее конкурс  проектов уже был начат.
Главным претендентом был Т. Томон, первой работой которого в России была перестройка Большого Каменного театра в 1805 году.
Вероятнее всего, использовали бы его проект, если бы Томон не скончался 23 августа 1813 года, а строительство театра без его проектировщика посчитали слишком  рискованным делом.
   «В 1816 году, работая в «Комитете строений и гидравлических работ», Росси и Модюи составили проекты реконструкции театральной площади и перепланировок окружающего района между Невским проспектом и Чернышевым переулком (ныне улица Ломоносова), Садовой улицей и набережной Фонтанки». (См.:Тарановская М.З. Карл Росси. СПб.,1978. С.164.)  Первым требованием заказчика было соединить все эти улицы в единой композиции и главное, связать их с основной магистралью города – Невским проспектом.
   Недостатком проекта Томона было то, что «театр решался изолированно от Невского проспекта и отделялся от него воротами», это же стало главной причиной по которой отвергли проекты Л. Руска и А. Модюи. Последний предлагал опираться на ось «театр – Малая Садовая улица», но это смещало градостроительные акценты, к тому же театр был слишком близко придвинут к Невскому проспекту. Тем неменее, Модюи не был оставлен без работы, именно он восстанавливал Большой Петербургский театр после злополучного пожара 1811 года.
  Известно о двадцати пяти планировочных вариантах будущего театрального ансамбля, только в 1827 году был утвержден наиболее подходящий проект. В процессе дальнейшего строительства он несколько менялся и корректировался, но не уходил от изначальной схемы. Это был проект Карла Росси.
   Урожденный Неаполя, Росси почти всю свою жизнь прожил в Санкт-Петербурге. В 1816 году он становится придворным архитектором, занимается реконструкцией усадьбы Аничкова дворца, составляет проект Дворцовой площади, зданий Сената и Синода – одним словом, к 1828 году он известный и признанный профессионал. Последняя работа его жизни – ансамбль Александринского театра, явилась апофеозом творческой судьбы художника, в ней он воплотил всю мощь и размах собственной натуры.
  Любопытен один факт, Малый театр, разобранный в связи со строительством Александринского, был построен по проекту Винченцо Бренна, того самого, у которого Карл Росси обучался с 1795 года.
   Итак, строительство ансамбля началось в 1828 году, одновременно с театром возводится библиотека и два симметричных корпуса, в одном из которых теперь расположена Государственная Театральная Библиотека. В 1830 году идет застройка у Чернышева моста, а к осени 1832 заканчивается планировка всего комплекса.

    В нишах  по сторонам лоджии установлены статуи Терпсихоры и Мельпомены, венчает фасад колесница бога Аполлона, символизирующая триумф русского искусства (скульптор С.С.Пименов).
Статуи Терпсихоры, Талии и Мельпомены были проектированы металлическими, но «вследствие экономии были сделаны из алебастра». Из-за сырого климата уже через несколько лет они требовали ремонта, и в 1836 году скульптор Франц Тибольт исправлял статуи, но когда в 1840 одна, на заднем фасаде упала с крыши, по приказанию Николая I все фигуры сняли.
   Росси, проектируя ансамбль, задумывался не только о самих зданиях, но даже о мелочах, вплоть до рисунка ограды и количества фонарей. Все здания были построены из кирпича, изначально они были окрашены в светло-серый тон с белыми архитектурными деталями, и скульптурами, тонированными под бронзу.
  Но позже Александринский театр был перекрашен в желтый цвет, что, конечно, разрушало целостность всей композиции. Более того, в 1849 году изменениям подвергли и интерьер театра, поменяв голубую окраску стен и обивку кресел на красную.
   Декорации для театра изготовлял один из лучших мастеров своего времени – Карл Гропиус, он должен был сделать 19 комплектов декораций с двумя передними занавесами, при этом художнику не дали точных размеров сцены. Поэтому по приезду в Петербург (15 августа 1832г.) он был вынужден заниматься приспособлением своих декораций к Александринским  реалиям. 

В 1833 году на Михайловской площади (ныне площадь Искусств) был построен новый театр, названный в честь брата Николая I – Михайловским. Площадь была спроектирована Росси как единый ансамбль, и новый театр удачно вписался в созданную композицию (архитектор – А.П. Брюллов).
   Театр был открыт 8 ноября 1833 года, представляли водевиль П.А.Каратыгина «Знакомые незнакомцы» и балет «Амур в деревне», сочиненный балетмейстером А.Блашем на музыку Соне. Машинерию для театра изготовлял Г.Тибо. Новый красивый театр стал излюбленным местом петербургского дворянства, в большей степени из-за того, что там преимущественно играла французская драматическая труппа.

В это же время для самой простой и демократичной публики работали передвижные театры-балаганы. Петербургские гуляния на площадях нисколько не уступали в размахе московским: «балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний». Наиболее значительные празднества устраивались на Пасху, Троицу и в Масленицу. С Масленицой у жителей Петербурга и Москвы ассоциировался балаган Лемана, который появился в России в 1818 году и успешно выступал на протяжении нескольких десятилетий. Зрителями балаганов, в подавляющем большинстве, были мелкие служащие, крепостные и ремесленники.
  Все государственные праздники не обходились без военных парадов, казенных гуляний для народа и придворных увеселений для дворянства. Вечером обязательно организовывали фейерверки. Это развлечение привил двору еще Петр I, который очень любил салюты.
   В городе часто можно было встретить различные бродячие труппы, они выступали перед трактирами, а в праздничные дни – в балаганах. Огромную роль в организации городских праздников играло петербургское купечество. «Купцы возводили площадные театры и аттракционы (катальные горы и карусели) во время самых популярных ежегодных народных гуляний на масленичной и пасхальной неделях» (См.:Конечный А. Быт петербургского купечества// Петербургское купечество в 19 веке. СПб, 2003.С.35).
********************************************************************************* 
    Частыми гостями столицы были французская и итальянская труппы, гастролеры выступали на сцене Большого Каменного театра. Особенным спросом пользовались спектакли итальянцев, в основном исполняющих оперы Россини, рьяным поклонником их творчества был Ф.Булгарин, который не раз высказывался по этому поводу на страницах «Северной пчелы». Итальянская труппа в Москве уже прекратила свою работу в начале 30-х, многие ее участники перебрались в Петербург. Тем неменее, уровень русской труппы был на несколько голов выше, причем это касалось не только вокального исполнения, но и оркестрового.
  Театральная жизнь новой столицы набирала обороты с каждым годом. Развитие национальной драматургии, музыки, актерского искусства, театральной критики - XIX век  во многом сформировал русскую культуру. В 30-е годы произошло разделение русской труппы на музыкальную и драматическую, развитие профессионального образования. Именно в этот период русский театр начал искать собственные пути и осознавать своё национальное значение. 
 
 
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 7 3
Комментарии (1)
Ярослава
Спасибо большое за такую полную, четкую и правильную информацию. Очень помогло.
Ответить
Оставить комментарий
или войдите через: