Для европейцев, рикши ассоциируются с экзотикой страной Юго-Восточной Азии и жестокими нравами бедных стран, где человек низводится к тягловому животному.
Но мало, кто подозревает, что в начале XX века «люди-лошади» были неизменной частью петербургского пейзажа.Их появление было связано с заимствованием скандинавского изобретения называемого «ренвольф». Сегодня мы знаем его как «финские сани». Уже в конце XIX века финские и норвежские крестьяне перевозили на легких санях-стульях небольшие грузы, разгоняясь на местных дорогах до 15 километров в час.
На «ренвольфы» обратила внимание спортивная пресса. Газеты писали: «одно время эти саночки можно было наблюдать в Петербурге на островах, на Неве, но теперь этот чудный спорт совершенно забыт… Санки разбираются и укладываются очень удобно. Цена их очень не высока. Советуем нашим спортсменам воскресить этот вид спорта».
К сожалению, в то время, финские сани не прижились в качестве спортивной дисциплины, а нашли несколько иное применение. Как писал краевед Сергей Глезеров, с наступлением зимы на Неве появлялись «питерские рикши», которые перевозили людей через реку на специальных двухместных креслах. Подобный способ передвижения, позднее вспомнили с ностальгией поклонники «Доброго, старого Петербурга»
«Дюжие молодцы на коньках, предупредительно укутывали ноги (особенно если вы барышня или почтенная дама) меховой полостью, и ух-ты, ну! – как визжали санки кресла по льду, как резал лицо встречный ветер… И гимназисточка, чуть повизгивая, неслась на
Васильевский остров в полном восторге от быстроты движении, и сама «человечья сила» не казалась ни удрученной, ни оскорбленной своим родом деятельности».
О «людях-лошадях», ушедших в прошлое вместе с французской булкой, с ностальгией вспоминал в поэме «Петербург» Владимир Набоков:
«бывало, сядешь в кресло на сосновых
полозьях,-- парень в желтых рукавицах
за спинку хвать,-- и вот по голубому
гудящему ледку толкает, крепко
отбрасывая ноги, косо ставя
ножи коньков, веревкой кое-как
прикрученные к валенкам, тупые,
такие же, как в пушкинские зимы...»
Правда, надо отметить, что были современники, считавшие наличие в Петербурге «людей-лошадей» «темной азиатчиной». Они отмечали, что вещи уместные в Китае, неприличные в европейской столице и езда на себе подобном существе отвратительна.