Лето подошло к концу, а в городе завершились работы по укладки асфальта, которые в последние время по традиции проводится в самые жаркие месяцы. На самом деле это не так и плохо, ведь раньше зачастую асфальт на тротуарах клали в ноября, по свежему снегу.
С тротуарами в нашем городе дело долгое время обстояло не лучшим образом. Мостить улицы жердями и деревянными плахами не позволяли европейские амбиции, а камня в наших краях хронически нахватало. Первые семь лет существования города, петербургские улицы были вообще не замощены и представляли собой просеки с канавами для отведения воды. Как в нынешних садоводствах.
В 1710 году государь в свой бесконечной милости придумал для петербуржцев новый «каменный налог». Отныне каждый входивший в город должен был принести сто камней для строительства. Жизнь для горожан засияла новыми красками. Кроме того, к налогу был привлечен каждый прибывающий в город воз и корабль. Надо сказать, что «каменный налог» был отменен только в 1770 –ом году.
В 1714 году затейник-Петр придумал новое развлечение. Каждый хозяин дома должен был замостить тротуар подле своего жилья. В результате этого на петербургских улицах стал наблюдаться определенный разнобой ибо каждый домовладелец мостил улицу по мере своих скромных способностей.
Так или иначе, к началу XIX века грунтовые дороги остались в городе только на окраинах. Настало столетие булыжных мостовых. Но булыжное мощение имело свои недостатки. Оно было неудобным для телег и карет, жители домов жаловались на дорожный шум. Для решения проблемы были проведены эксперименты с колесопроводами для экипажей, специальными каменными или деревянными настилами для колес. Эта затея потерпела полное фиаско.
Новый подход к решению проблемы предложил изобретатель В.П. Гурьев. По его проекту Петербургу предстояло вернуться к исконно-русским корням и замостить центр деревянными шашечками-торцами. Шашечки были сосновыми, очень дорогими, к тому же каждые 2-3 года их приходилось менять. Но выхода не было и к началу XX около двадцати центральных улиц Петербурга, включая
Невский и Адмиралтейский проспекты, были вымощены торцами. Остальные улицы, как и раньше, мостились чем угодно и как угодно. В этом плане «блистательный Санкт-Петербург» поддерживал свою репутацию самого неблагоустроенного города Европы.
Следует заметить, что асфальт был уже известен с 1840-хх годов. Именно тогда им в качестве эксперимента заасфальтировали Полицейский мост. Но по тем временам устройство асфальтового покрытия было сочтено непомерно дорогим. Представление об асфальте как элементе роскоши сохранилось до 1930-хх годов XX века. Именно тогда сложилась легенда, что в 1920-ее годы американцы предлагали купить Исаакиевский собор, а за это вымостить все улицы Ленинграда.
Лишь к концу 1960-хх годов большая часть улица города на Неве оказалась покрыта асфальтом. Жизнь стала удобнее, но сразу же появились недовольные. По их мнению, асфальт убил романтический колорит присущий Петербургу. До возрождение торцовых мостовых дело пока не доходит, но в последние годы считается хорошим тоном вымостить то одну то другую центральную улицу Петербурга брусчаткой. Трясет? – Да. – Зато как в Европе.