Уважаемая Валентина Ивановна!
Мы обращаемся к Вам как к высшему должностному лицу исполнительного органа власти в Санкт-Петербурге.
15 января 2007 года введен в действие Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 года, N109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В связи с введением этого Закона, возникла ситуация, резко ухудшившая положение с регистрацией по месту пребывания иностранных граждан, размещающихся в гостиницах России в целом и в Санкт-Петербурге, в частности.
В январе 2007 года Клуб отелей (The Hotels Club) обратился к Вам с просьбой об организации встречи представителей Администрации города, Городской Миграционной службы и представителей гостиниц, гостиничных и туристических профессиональных объединений для рассмотрения этой проблемы и выработке совместных действий по применению этого закона. В письме подчеркивалось, что введение Закона может существенно снизить темпы развития Петербурга как туристического центра и поставить под угрозу планы руководства города о достижении ежегодной численности иностранных туристов в 5 млн. человек. Результатом этого обращения была встреча с Руководителем Управления УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ю.Н. Буряком 19 февраля 2007 года. Основной итог встречи заключался в признании необходимости перехода на электронный способ миграционного учета туристов в гостиницах.
15 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге в Доме предпринимателя состоялась встреча руководителей малых гостиниц и представителей УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На повестке дня снова было обсуждение Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2006 года, № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Настоятельная необходимость встречи была продиктована тем, что управление миграционной службы в Петербурге стало активно проверять малые отели, и в случае несвоевременной постановки на миграционный учет или снятия с него иностранных граждан, или неуплаты ими суммы в 2 рубля в день за туриста выписывается астрономический штраф в размере 400-800 тыс. рублей.
Причина подобных «нарушений» кроется в том, что малые гостиницы не могут позволить себе держать в штате дополнительных юристов и паспортистов. Однако эти незначительные, а зачастую непреднамеренные нарушения или оплошности администратора влекут за собой штрафы на огромную сумму. И это при частом изменении регламента регистрации и учета иностранных граждан. Отсутствует так называемая «профилактика»: узнать об изменениях в существующем административном регламенте можно только, по словам самих отельеров, «из форумов в интернете» и из рассказов коллег, которые обычно начинаются с фразы «А Вы знаете, что…», то есть из неофициальных источников. А в действующем регламенте существует очень много противоречий и несоответствий (в том числе обнаружено много несоответствий программы «Электронный курьер», который был признан необходимым в 2007 году, действующему административному регламенту).
Уважаемая Валентина Ивановна, Вы неоднократно высказывали мнение, что одной из главных сложностей в программе развития туризма, которая была принята городским правительством ещё в 2005 году, является нехватка бюджетных отелей. Вице-губернатор Алла Манилова заметила в одном из своих выступлений, что в городе появился молодежный туризм. «Именно молодые туристы делают посещение Санкт-Петербурга модным». По словам специалистов, закон о миграционном учете был направлен на борьбу с нелегальной миграцией. Но на самом деле этот закон работает против въездного туризма. По нашей личной оценке этот закон лишен здравого смысла и несет в себе коррупционную составляющую, поскольку предусматривает штрафы, несоизмеримые совершенным нарушениям. Это затрагивает интересы каждой гостиницы, поскольку ошибки могут быть обнаружены у любой организации, если у нее отсутствуют «покровители» или соответствующее «прикрытие». Сотрудники УФМС оправдывают свои действия тем, что они как чиновники призваны следить за исполнением закона.
Согласитесь, Валентина Ивановна, что такое исполнение может привести к уничтожению малого бизнеса, а в результате приведет к снижению экономического роста нашего города.
С внедрением информационных технологий, развитием индивидуального туризма и появлением возможностей бронировать гостиницы по всему миру, не пользуясь услугами туристических компаний, россияне так же, как и многие иностранные граждане, начали путешествовать самостоятельно. Мы получаем визы, проходим паспортный контроль (в это самое время происходит учет нашего въезда и выезда) и можем беспрепятственно путешествовать, никто не принуждает нас становиться на дополнительный учет. По существующему законодательству иностранные гости, находящиеся на территории Российской Федерации обязаны сами оплатить государственную пошлину в размере 2 рублей за день пребывания, но большинство отельеров предпочитает оплатить эту сумму за своих гостей. Гости уже заплатили за визу, как объяснить им, за что они платят пошлину?
Весь цивилизованный мир идет по пути облегчения визового режима, а Россия усложняет миграционный учет иностранных граждан, что негативно сказывается на развитии туристического и гостиничного бизнеса.
Данное положение вещей заставляет некоторых отельеров делать отчаянные заявления вроде «в данной ситуации мне проще не работать с иностранными гражданами». В ответ на это в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ответили, что россиян отели также должны регистрировать согласно постановлению правительства, приказу ФМС и Кодексу об административных правонарушениях от 20 сентября 2007 г. N 208 г. Москва "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". И снова противоречие: по закону все российские граждане имеют право на передвижение в течение 90 дней без регистрации, а владельцы отелей обязаны регистрировать российского гостя, прибывшего всего на сутки.
В связи с вышеизложенным, просим Вас внести обсуждение данного вопроса в повестку дня заседания совета 29 сентября 2010 года и выступить с инициативой изменения федерального закона N109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (внесения изменений в пункты о постановке на учет и снятии с учета иностранных граждан по месту пребывания в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги) и административного регламента № 208 «О предоставлении Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (внесения изменений в пункты относительно регистрации граждан по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, туристских базах и иных подобных учреждениях), так как эти законы работают против въездного туризма и разрушают гостиничную отрасль, а также проинформировать руководство страны, что многие пункты действующих законов противоречат друг другу. С уважением, руководители отелей и представители гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга.