В первых числах апреля в Санкт-Петербурге закончился ежегодный
Международный фестиваль балета "DANCE OPEN". Он проводился в нашем городе в девятый раз и, как всегда, в нем участвовали ведущие балетные танцовщики самых известных трупп мира. В рамках этого фестиваля на сцене Михайловского театра прошли замечательные балетные вечера, посвященные 100-летним юбилеям легендарных артистов и педагогов ХХ века –
Галины Улановой,
Татьяны Вячесловой, Константина Сергеева и
Вахтанга Чабукиани. Если имя Галины Улановой знакомо практически всем, то остальные имена знают те, кто любит балет и интересуется его историей. Был выбран очень интересный формат концертов: соединение ретроспективных видеозаписей и фотографий, которые транслировались на сцену, с реальным исполнением тех же номеров нынешними балетными знаменитостями.
Выразить свое уважение выдающимся юбилярам собралась элита мирового балета:
Владимир Малахов, солисты Мариинского театра
Ульяна Лопаткина,
Игорь Зеленский,
Виктория Терёшкина,
Ирма Ниорадзе,
Леонид Сарафанов, Андриан Фадеев, Денис Матвиенко,
Данила Корсунцев, премьер Большого театра
Николай Цискаридзе. К сожалению, мы не часто можем видеть в Петербурге даже артистов из труппы Мариинского театра. Не говоря уже о солистах Большого или известных европейских театров. Все они настолько востребованы сегодня, что увидеть их в одном концерте – большая удача.
Например, ученик В. Чабукиани потрясающий
Игорь Зеленский, оставаясь премьером Мариинского театра, с 2006 года является художественным руководителем балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета. Петербургские зрители могли видеть его выступление со своими подопечными на гала-концерте фестиваля «Мариинский», о котором еще будет рассказано ниже.
Ученица К. Сергеева неповторимая
Ульяна Лопаткина исполняла на вечере в честь своего педагога знаменитую «Русскую» и очень эмоциональный монолог Офелии из балета «Гамлет». По мнению некоторых отечественных и зарубежных критиков она - лучшая на сегодняшний день в мире балерина. Нам остается только гордиться, так как увидеть ее на сцене родного театра очень непросто.
Денис Матвиенко, один из премьеров Мариинского театра, также не часто радует поклонников. А ведь это танцовщик очень высокого уровня. Об этом говорят его выступления в качестве приглашенного солиста на сценах токийского New National Theatre, Большого театра, миланского Teatro alla Scala и парижского Grand Opera. Петербургские любители балета смогли оценить мастерство Дениса Матвиенко, когда он исполнял партию Спартака в одноименном балете Михайловского театра, где был приглашенным премьером в 2007-2009 гг.
Благодаря активной работе на телевидении
Николай Цискаридзе хорошо знаком очень широкому кругу зрителей. Но, возможно, не всем известно, что он был одним из любимых учеников
Галины Улановой. И номер, который он исполнял в этот вечер («Нарцисс» на музыку Н. Черепнина), был ее последней работой в качестве педагога-репетитора. По словам же
Николая Цискаридзе, для него это был «реквием по Улановой».
Пожалуй, самым титулованным участником концертов был Владимир Малахов, которого европейские критики называют не иначе, как «балетным богом». Сегодня он - ведущий танцор Американского балетного театра, ведущий приглашённый исполнитель Венской государственной оперы, директор Staatsballett Berlin. Он исполнял один из своих коронных номеров – «Арию» на музыку Г. Генделя.
Специально к этим юбилейным вечерам был подготовлен замечательный буклет «Балетные легенды Санкт-Петербурга». В него вошли очень интересные архивные фотографии, биографии четырех выдающихся танцовщиков, слова благодарности от учеников, фотографии участников концертов (а их было 36!).
Надо отметить, такие издания к новым спектаклям стали традицией в Михайловском театре. Очень показателен, в этом смысле, прекрасный буклет к премьере балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна. Историческая справка о герое спектакля, статья о выдающемся композиторе и его балете, подробная информация о предыдущих постановках (некоторые были поистине гениальными!), интервью с основными создателями спектакля (среди которых - легендарные артисты и педагоги Никита Долгушин и Алла Осипенко), современные и архивные фотографии - все было сделано для того, чтобы зритель пришел на спектакль во всеоружии.
Проект "Короли танца" в Михайловском театре
Не так давно, в ноябре 2009 года Михайловский театр принимал на своей сцене мировой проект
«Короли танца» с участием балетных супер-звезд Дэвида Холберга (США), Николая Цискаридзе (Россия), Марсело Гомеса (Бразилия), Хосе Мануэля Карреньо (Куба), Дениса Матвиенко (Украина), Хоакина Де Луца (Испания), Ивана Васильева (Россия). Особенностью этого тура была принципиально новая программа, в которую вошли работы выдающихся хореографов Начо Дуато, Хосе Лимона, Фредерика Аштона, Дэвида Парсонса, Кристофера Уилдона, Ролана Пети, Антона Долина, Бориса Эйфмана.
За две недели до начала выступления в нашем городе билеты были уже раскуплены. Поклонникам участников проекта можно порекомендовать любопытное 50-минутное интервью, которое «короли» дали одесскому
телевидению.
Продюсер Сергей Данилян планирует продолжать этот проект. Можно надеяться, у петербургских зрителей еще будет возможность увидеть это шоу в будущем году.
Возвращаясь к фестивалю
"DANCE OPEN", необходимо сказать, что главной сенсацией в этом году стало присутствие на фестивале знаменитой балерины
Натальи Макаровой, в 60–70-е годы прошлого века признанной одной из величайших балерин мира. Творческая и человеческая судьба этой выдающейся балерины заслуживает отдельного разговора: поступление в балетную школу в 13 (!) лет, работа в Кировском театре, эмиграция вслед за
Рудольфом Нуриевым (после ее отъезда в Канаде остался и ее друг
Михаил Барышников), сотрудничество c великим хореографом
Джорджем Баланчиным, рождение сына, возвращение на сцену…
Джордж Баланчин
Интересно, что с балетом Джорджа Баланчина была связана судьба многих петербургских танцовщиков. Талантливейший Михаил Барышников в 1978 году был приглашен в его труппу New York City Ballet, за полтора года подготовил и станцевал 22 роли и, как известно, сам ушел из нее в American Ballet Theater. Игорь Зеленский был премьером NYCB в течение 5 лет (конечно, уже после смерти балетмейстера). Поразительно, но гениальный Нуриев мечтая работать в легендарной труппе, неожиданно получил отказ самого Баланчина.
Сегодня в Мариинском театре всего за 80 руб. можно приобрести шикарное совместное издание Мариинского театра, Государственного Эрмитажа, СПб музея театрального и музыкального искусства и Ген. консульства США в Петербурге
«Век Баланчина», которое вышло в свет в 2004 году к 100-летию со дня рождения Мастера.
А в интернете можно найти книгу известного музыковеда и культуролога Соломона Волкова
«Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джоржем Баланчиным» с предисловием Мориса Бежара. В ней дан необычный портрет композитора сквозь призму восприятия великого хореографа. В тоже время книга является уникальным портретом самого Баланчина, раскрывающего читателю неповторимый сокровенный мир музыки.
В последний день фестиваля
"DANCE OPEN" в Мраморном зале Этнографического музея открылась выставка уникальных фотографий из архива
Натальи Макаровой. Большинство фотографий никогда не экспонировалось в России. На фото – знаменитая балерина со своими, не менее знаменитыми партнерами, –
Нуриевым и Барышниковым, а также с известными артистами, балетмейстерами, политиками и общественными деятелями (например, с
Алисой Фрейндлих,
Юрием Темиркановым,
Мстиславом Ростроповичем, принцессой
Дианой, принцессой
Грейс, президентом
Биллом Клинтоном и другими узнаваемыми персонами).
С 15 по 25 апреля в Мариинском театре проходил
Международный фестиваль балета «Мариинский».
Самыми ожидаемыми событиями этого фестиваля были премьерные постановки балетов «Анна Каренина» Родиона Щедрина в хореографии Алексея Ратманского и «Кармен-сюита» Щедрина-Бизе, сочиненная Альберто Алонсо для Майи Плисецкой. Дополнительная интрига была в том, что партию Анны исполняли две столь непохожие друг на друга балерины - Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Поздравить артистов с премьерой пришла первая исполнительница обеих партий великая Майя Плисецкая.
В фойе Мариинского театра походит выставка, посвященная творческому дуэту Вячесловой и Чабукиани. На ней можно увидеть фотографии, программки спектаклей, сценические костюмы, эскизы декораций…
18 апреля балет «Баядерка» также был приурочен к 100-летнему юбилею Вахтанга Чабукиани (и шел в его редакции).
Завершился фестиваль «Мариинский» гала-концертом, состоящим из 3-х частей:
- премьеры спектакля «Бессмертие в любви» на музыку Филипа Гласса Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (хореография, постановка, сценография и свет Эдварда Льянга);
- балета «Рубины» на музыку Игоря Стравинского в исполнении артистов Мариинского театра (хореография Джорджа Баланчина);
- дивертисмента с участием звезд мирового балета.
Всем, кто интересуется историей балета, в особенности петербургской школы, можно порекомендовать книги одного из самых уважаемых и бескомпромиссных балетных критиков -
Вадима Гаевского. Даже в непростые советские времена он был исключительно независимым человеком. Достаточно сказать, что уже в институте из-за курсовой работы, посвященной, казалось бы, невинной теме – оперетте в Вахтанговском театре, его вызывали на допрос в органы госбезопасности. Первая его книга
«Дивертисмент» была запрещена к распространению, а выпустившего ее редактора уволили из издательства «Искусство». К сожалению, эта книга не переиздавалась и сейчас является библиографической редкостью (я видела предложение в «Озоне» за 5000 руб.). Вторая книга
«Дом Петипа», посвященная истории Мариинского театра, вышла в 2000 году и также сразу стала объектом нападок. Замечательно интересная книга, некоторые главы читаются просто на одном дыхании. В Мариинском театре ее можно приобрести за 250 рублей. Последняя по времени книга
«Хореографические портреты» вышла в 2008 году в издательстве «А.Р.Т.». Ее можно купить в Доме книги на Невском проспекте (650 руб.).