Грустная мелодия для императорской флейты
Сегодня ночью исполняется 210 лет со дня кончины императора Павла I. Умереть ему помогли двенадцать офицеров, побеспокоивших царя в ночь с 23 на 24 марта (по новому стилю) 1801 года. Они, несмотря на все возражения, избили Павла, ударили в висок тяжелой золотой табакеркой, ему же и принадлежащей, а потом в порядке контроля задушили шарфом. С царями, конечно, так нельзя, но время было уж очень смутное.
Политику Павел вел непредсказуемую, а некоторых участников будущего заговора, не думая о последствиях, подвергал оскорблениям и опале. А оскорбленные попались злые, и память у них была хорошая, вот и решили они таким образом сменить царя в надежде на лучшего. Будущий император Александр I был против таких кардинальных мер, но на своей позиции не настаивал. В гробу бывшему императору попытались с помощью тщательного грима скрыть факт насильственной смерти, даже надели на голову треуголку, чтобы скрыть следы, но вроде медикам это не слишком хорошо удалось.
С тех времен, говорят, в окнах
Михайловского замка в ночь безвременной кончины Павла появляется призрак императора, а из его покоев, где он не успел допочивать, иногда доносятся приглушенные крики. Бывает, привидение путает даты и просто, вне времени, бродит по залам дворца, пугая сотрудников музея, которые из-за этого боятся дежурить «в офисе» по ночам. Да и «полиции» призрак не слишком по душе.
Те, кто видел призрак Павла, описывают его как невысокого человека в треуголке и ботфортах. Возникал он как будто из воздуха и начинал важно ходить взад-вперед по коридорам замка, иногда грозя кулаком тем, кто там находился. В принципе, привидение Павла – довольно безобидное, ничего плохого он никому не делает, а просто ищет вдохновителей заговора Никиту Панина, Петра Палена, Николая Зубова и Леонтия Беннингсена и иже с ними.
Естественно, поиски его всегда тщетны, и, так никого и не найдя, привидение Павла играет на флейте грустные мелодии.
Этот факт видели и слышали кадеты из XIX века, большевики из XX-го, и сейчас подтверждают сотрудники музея «Михайловский дворец». Даже еще в шутку зовут прийти ночью и убедиться в том, что привидение действительно разгуливает по замку. Да еще, говорят, у него есть друзья-призраки из царской охраны.
Неминучее
Говорят, чего боишься, то непременно и случится. Вот и Павел всю жизнь боялся того, что его отравят. Боялся даже когда был еще только наследником престола. И даже повариху выписал из Англии, не доверяя российским кулинарам. Но - чему быть, того не миновать. Кому суждено быть повешенным, тот не утонет, и «аглицкие» кушанья царя не спасли. Смерть свою он явно предчувствовал, и даже накануне вечером 11 марта (это уже по старому стилю) велел привести своих сыновей Александра и Константина к присяге, отужинал с ними, а после, уходя в свои покои, так и заявил: «Чему быть, того не миновать».
Все неминучее к тому времени было уже тщательно спланировано. Михайловский замок в ту ночь охраняли нужные люди. В заговоре был задействован полковой адъютант Павла I, он и провел во дворец группу заговорщиков, среди которых были лица, занимавшие высшие посты в государстве: граф Пален, князь Зубов, его брат граф Зубов, князь Волконский, граф Беннингсен и генерал Уваров.
По дороге заговорщикам под ноги попался лакей, который за это схлопотал тростью по голове и, в свою очередь, за это поднял крик, чуть не сорвав все дело. Потому что Павел, услышав шум, попытался уйти через двери покоев императрицы, но они оказались предусмотрительно запертыми. Тогда он спрятался за занавеской. Но ушлый граф Пален, по данным мемуаристов, потрогал постель и, найдя ее теплой, с подозрением заявил:
«Гнездо еще тепло, птица не может быть далеко…».
(Как же бесподобно красиво говорили в те времена!..) В общем, царь за занавеской был обнаружен довольно быстро, и дальше показания мемуаристов расходятся. Кто-то считает, что Павел начал первым, ударив по руке того, кто запустил руку в его табакерку, другие считают, что он просто с негодованием оттолкнул руку одного из Зубовых, когда тот ударил его, сказав: «Что ты кричишь?».
В любом случае, история эта уже покрыта изрядным слоем двухвековой пыли, и вряд ли можно стопроцентно доверять тем, кто сочиняет мемуары, ведь сами-то они там не были. А те, кто участвовал в убийстве, были. Однако некоторые были изрядно «под мухой». Наверное, для храбрости. Все-таки цареубийство – дело жуткое и ответственное.
Князькин, верни чужое!
Несмотря ни на что, в России с тех пор очень полюбили покушаться на царей. На одного только императора Александра II террористами-народовольцами было совершено целых 10 неудачных покушений!
И на десятое, не будь царь столь любопытен, а, может быть, сердит (мол, задолбали уже своими покушениями!), то опять и снова остался бы жив. А Александр взял и подошел к террористу с целью взглянуть в лицо нахалу Рысакову, который посмел попытаться взорвать его карету. А другой нахал - Игнатий Гриневицкий - возьми да кинь вторую бомбу под ноги царю. Сам, как камикадзе, пострадал за свое правое дело, но дело это довел до конца. Оба они жили недолго и умерли в тот же день. И еще в один день с ними умер подросток, бежавший из булочной и в неудачный момент оказавшийся неподалеку. Вообще ни при чем был мальчонка.
Так, ровно через 80 лет после смерти Павла, не стало еще одного императора. А на месте его гибели в память о его мученической смерти воздвигли храм Спас-на-Крови. Выходит, заговорщики, которые убили Павла I, поступили более экономно: на месте гибели царя уже был до этого воздвигнут Михайловский замок.
Ну а про участь Николая II и его семьи вообще вспоминать не хочется. Вот где поистине мученическая смерть. Невероятно бесчеловечно поступили с царем. И дети, и женщины ни за что пострадали.
Но ни один из них, судя по всему, в привидение не превратился. А вот призрак Николая I, умершего своей смертью, в Зимнем дворце по темным коридорам иногда все же прохаживается. Держится важно, но никому кулаком, в отличие от призрака Павла I, не грозит. Так и кому ему грозить-то и за что? Умер-то он от воспаления легких.
Однако директор Эрмитажа Михаил Пиотровский от этого факта открещивается. То есть «крестится» и говорит, нет, мол, никакого призрака. Покупайте билеты и приходите искусство смотреть, ничего не опасаясь.
Кстати, привидения в Питере, говорят, имеются и не царского происхождения. Например, есть сведения, что Софья Перовская, давшая сигнал к покушению на Александра II, раз в год в марте в весьма неприятном могильном облике появляется на мостике у Спаса. А в свою квартиру на Гороховую, 64, и Юсуповский дворец иногда посещает Григорий Распутин. На Гороховой он жил, а во дворце – закончил. Странно, что он до сих пор не посетил
Музей эротики - там, если верить доктору Князькину, в огромной банке лежит заспиртованное достоинство Григория. Наверное, мутит что-то доктор, раз оно до сих пор там.
Однако, к счастью, не так уж много у нас в городе привидений, и не так уж часто они появляются, а если и появляются, то многие из них совершенно безобидны. Все потому, что просто Санкт-Петербург город еще слишком молодой.
307 лет- вообще не срок для привидений.