«Первый истинно мраморный дворец в окрестностях Петербурга», «более 600 квадратных метров» мраморных полов, «лестницы и скульптуры выполненные лучшими мастерами Италии и России», «Второй этаж задуман в виде открытых галерей, которые обрамляют овальный двусветный зал и создают большое зрительное пространство», «Центральную галерею украшают черные мраморные пятиметровые рыцари-гиганты».
О чем идет речь в этом отрывке? О
Петергофе, Стрельне, Царском Селе? Нет, это описание волшебной усадьбы братьев Васильевых в Вырице построенной на берегу Оредижи. Наблюдатели сходятся во мнение, что эффективные собственники построили Царскосельский дворец в миниатюре, с единственным различием в «Пушкине на стенах дворца желтая краска, а у меня - настоящее золото».
Прекрасные дворцы и усадьбы выросшие как грибы после дождя за последние 10 лет служат наглядным примером, как образы блестящих пригородов Петербурга укоренились в голове лучших людей России. Первые особняки новых русских представляли собой кирпичные коробки, с маленькими окнами и высокими соборами. Завистники и нищеброды шутили: «Они привыкли по тюрьмам сидеть, вот и жилье себе построили соответствующее». Теперь же, самые красивые дома и усадьбы талантливых бизнесменов, выдающихся политиков, деятелей культуры, ориентируются на лучшие стандарты необарокко и неоклассицизма.
Незавершенный проект дворца Юрия Иванющенко
Как объяснить господство этих стилей в современной элитной архитектуре? Нетрудно представить себе картину, как в советское время, будущих эффективных менеджеров и собственников возили со школьными экскурсиями в недавно отреставрированные залы Петергофа и Царского Села. Сияло золото, солнце играла в зеркалах и на хрустале, а голодные пионеры широко открытыми глазами смотрели на рукотворные чудеса Растрелли и Кварнеги и тихонько вздыхали – «Эх, люди жили…».
Прошло много лет, и бывшие пионеры, отринув прах проклятого прошлого стали министрами, банкирами и президентами. Но память об увиденных шедеврах елизаветинского барокко и александровского ампира навсегда запала им в память, став единственным эталоном роскоши, которые они знали. Настал момент, когда стало возможным реализовать детскую мечту. Над бескрайними просторами отчизны вознеслись дворцы Вырицы и Миллергофа.
Дворец братьев Васильевых в Вырице
Нельзя ни обратить внимание на еще один любопытный факт. Среди дворцов и особняков лучших людей России относительно немного зданий построенных в стиле неоготики или модерна. По-видимому, это связано с тем, что большинство неоготических памятников ленинградских пригородов в советское время находились на реставрации и не были открыты широкой публике.
Впрочем, если верить фотографиям проникающим из резиденций молодых и динамичных политиков, новое поколение элиты уже отходит от традиционных взглядов на роскошь. Квартиры и усадьбы лидеров нового поколения отделываются лучшими западными дизайнерами в современном и минималистском стиле, что является важным шагом по направлению к европейским ценностям