Главная / Блог / Разное / Путешествие в Ивангород

Путешествие в Ивангород

Михаил Виноградов / Разное / 19 сентября 2011 / 2249 / 0

Путешествие в Ивангород

Все началось, когда наш директор, Сергей Владимирович, предложил поехать в Ивангород, на военно-историческую реконструкцию. Нас сразу заинтриговало странное сочетание - мероприятие под названием "Великая эпоха. Рим" оказалось частью цикла "Живые легенды Ленинградской области". В общем, решили ехать. К тому же, в тот же день соседи-эстонцы планировали открыть свою прекрасную дамбу и вылить на нашу многострадальную Родину немалое количество воды. Получившийся водопад нам обязательно захотелось посмотреть и сфотографировать (пост о реконструкции и водопаде есть в блоге "Друзей"). И вот, в выдавшееся погожим субботнее утро, "Друзья" загрузились в новенький автобус (уже опробованный, впрочем, в деле во время грибалки Друзей), и пустились в дали дальние, в свойственной им манере - с прибаутками, играми, сбивчивой коллективной экскурсией и хорошим настроением. В этом посте - наш отчет о путешествии и масса интересного о местах, окружающих нынешнее Таллинское шоссе, а когда-то - Ямбургский тракт. 

Красное село

Именно отсюда, из Красного села начинается естественный уступ, так называемый Балтийско-Ладожский глинт. На нем стоят или стояли все ближайшие крепости – Копорье, Ивангород, Ям в Кингисеппе, Орешек, Таллинн, Старая Ладога, а также несколько эстонских и даже шведских крепостей. Глинт – это выход кембрийской породы на поверхность. Здесь глинт совсем низкий, а в Эстонии его высота превышает 55 метров над уровнем моря. Продолжением глинта является Ижорская возвышенность.

При Екатерине на холмах стали делать парки, а на пустыре за ними устраивали военные маневры. С 1824 года Красное Село – летний лагерь гвардии. Тут стоит вспомнить о том, что практически все наследники царского престола состояли в гвардии, так что вдоль дороги стали появляться скромные, но дворцы. Сохранился только один – дворец Михаила Павловича (проспект Ленина, 114). Еще раньше – в 1730-х была построена Троицкая церковь. При совке ее купол порушили, но десять лет назад восстановили.

Был еще крутой Летний театр, куда все хотели попасть, т.к. приезжали известные артисты, а пускали – только офицеров и членов их семей. В войну театр сгорел.

Кипень

В начале девятнадцатого века Кочубей затеял реформу почтовой связи, и вдоль Ямбургской дороги (сейчас – Таллинское шоссе) стали строить отделения почты. Одинаковые. Кипень – это первая такая станция. Говорят, почта жива – здание с пятью арками посередине, со всех сторон окруженное какими-то киосками. Говорят, на нем даже висела синяя вывеска «Почта России» - вроде как связь времен. Мы, правда, ни вывески, ни признаков жизни не обнаружили. Хотя, если честно, не очень-то и искали.

Почту построил Луиджи Руске, оформивший портик Перинных рядов. Больше в Кипени ничего нет. А вот такие же почты по дороге будут – в Каськово, Чирковицах и Ополье.

Ропша

После Северной войны Петр Первый построил здесь отличный дворец голландского типа, а потом – подарил его князю Ромодановскому – генералиссимусу знаменитых потешных войск, а потом – главе тайной полиции. Говорят, князь часто брал на дом работу, пытал в усадьбе людей и сажал их в ямы. Беспредел кончился, когда сосед (сын канцлера Головкина) женился на дочери князя. Тогда же был построен новый дворец. 


Елизавета сослала Головкина в Сибирь, а дворец – присвоила. Отдыхала тут по дороге из Царского Села в Петергоф. Растрелли перестроил дворец. После смерти императрицы, он достался Петру Третьему, которого как раз здесь и удавил граф Орлов, за что и получил от Екатерины эту самую Ропшу. Правда, подарок графу не понравился. Имение на чужую фамилию купил император Павел – в память о своем папе. В усадьбе построили Бумажный комбинат. В отличие от дворца, он довольно неплохо сохранился. Дворец, кстати, сгорел уже в девяностых – не уследили.

Губаницы

Здесь есть только кирха – лютеранская церковь Святого Иоанна. Если рассматривать здание церкви, можно увидеть немало интересного. Например, то, что цементные швы между кусками гранита выложены камешками. Трогательно. Еще есть кладбище, где русские и финны похоронены вперемешку.

Торосово

Если повернуть с трассы на Волосово, пропилить 15 км до населенного Губаницы, а потом – еще четыре налево, можно увидеть развалины усадьбы Врангеля. Дом выполнен в духе британской готики, и хотя это теперь и не дом вовсе – посмотреть интересно. Был еще парк, но совсем зарос.

Извара

Далековато от дороги (как Копорье, но в другую сторону), но интересно. Извара – это усадьба Рериха. В доме работает музей. Вокруг усадьбы молодой Рёрих искал клад. Еще в Изваре есть известковый завод. Разумеется, в руинах. Говорят, в заводскую печь можно въехать на машине. 

Недалеко от усадьбы есть озеро, которое никогда не замерзает. На его берегу уже после того, как Рерих продал усадьбу и уехал учиться за кордон, построили Форельную башню – многоуровневый бассейн для маленьких форелек. Их выращивали и отпускали в пруд. Башня сохранилась, но вроде заколочена досками.

Копорье

Как и Извара, Копорье - не совсем по пути. От Таллинского шоссе до сюда чуть меньше тридцати километров - поворачивать надо в местечке Бегуницы, направо. Узкая, но хорошо заасфальтированная дорога вьется среди полей. На полях - разваливающиеся коровники или свинарники, покосившиеся лачуги, да густой бурьян. Все настолько заросло, что создается впечатление, что сорняки выращивают на подступах к Копорью специально - на продажу или для консервирования. По дороге едешь довольно долго. Где-то посередине приходит осознание того, что именно эти пейзажи - и есть Россия. Достаешь фотоаппарат и начинаешь снимать - очень красиво. 

Одноименное крепости сельцо расположилось по обе стороны реки Копорки. Когда-то это была крупная и довольно бурная река. Теперь - просто речка. каких много в Ленинградской области. Первые укрепления здесь построили еще крестоносцы, но пришел Александр Невский, задал им жару, взял высоту и построил крепость - сначала, как водилось, деревянную. Для любителей цифр и дат уточняем - это было в 1241 году. Каменной крепость Копорье стала в 1261 году, стараниями Дмитрия - сына Александра Невского, потом ее перестраивал брат Дмитрия, Андрей - они практически постоянно воевали между собой.

В конце шестнадцатого века Копорье взяли шведы, но крепость была отбита. Правда, ненадолго. В 1617 году крепость снова досталась шведам - в результате Столбовского мира. Очередной Карл распорядился взорвать крепость, но приговор почему-то не был приведен в исполнение. Вместо этого, шведские инженеры всерьез взялись усовершенствованием Копорья. Что, впрочем, не помешала воинам Петра Первого быстренько выкурить шведов из крепости. Огромную территорию от Копорья до крепости Ям передали в вечное пользование князю Меншикову. 

Крепость находится в ужасающем состоянии. Остались только башни с бойницами, часовенка в стене, фундамент храма и несколько разбросанных по территории древних надгробий. Все это очень интересно, но невообразимо уныло - там и тут расставлены таблички "не ходить", "не плавать", "не лазать". "не трогать" и так далее. Администрация боится возможных последствий. Крепость тихонечко разваливается, и, похоже, в этой связи действительно никто ничего не делает. Когда читаешь о великолепии и разнообразии крепостных построек времен Меншикова, удивляешься - как это все только могло поместиться в этой крошечной крепости. Впрочем, рассказывают, что развалилось все как-то уж больно быстро, еще в восемнадцатом веке.

Утешение

Усадьба Ивана Альбрехта. Опять британская готика. Говорят, в усадьбе водятся соколы, и наблюдать за тем, как они охотятся – одно удовольствие. В саму усадьбу не пускают. Она в отличном состоянии, отремонтирована частным владельцем, который там и живет – никого не пускает.

Ополье

Помимо еще одной почты, в Ополье есть церковь Воздвижения Креста Господня. Первый храм появился здесь еще в пятнадцатом веке, а строить белокаменную церковь с синими куполами начали еще Шуваловы, которым с восемнадцатого века принадлежало Ополье. Храм построен по проекту Ивана Буланова - знаменитого епархиального архитектора. Вокруг церкви есть весьма аккуратное и ухоженное кладбище, весной утопающее в цветах сирени и яблонь. Несмотря на близость дороги, на территории тихо и спокойно, сурово разросшиеся кусты не пропускают шум. 

Кингисепп

Кингисепп - весьма странный город. Будучи более чем древним, он как-то слишком напоминает рабочие городки советского времени. А виновата во всем, как оказалось, Екатерина Великая. Это она распорядилась снести древнюю крепость Ям. От памятника средневековой архитектуры остался только фундамент вдоль Луги, который изрядно зарос, но все еще вполне различим. По нему можно прогуляться, глядя на реку, которая в этом месте неожиданно широка. Решение уничтожить Ям была весьма странной - даже в свете того, что после победы в Северной войне крепость потеряла всякое военное значение. 

За застройку Ямбурга (до 1922 года Кингисепп именовался именно так) должен был отвечать знаменитый архитектор Антонио Ринальди - автор Китайского дворца в Ораниенбауме (Ломоносове), Большого Гатчинского дворца, Князь-Владимирского собора и Мраморного дворца в Петербурге. К сожалению, план застройки Ямбурга остался нереализованным - архитектор умер и его бумаги так и не стали ни для кого руководством к действию. Ринальди успел построить только красивейший Екатерининский собор в стиле барокко, разместившийся на берегу Луги, через дорогу от руин крепости Ям. В советское время прямо в соборе находился местный краеведческий музей. Потом ему пришлось переехать в расположенный через дорогу дом. Уже после смерти мастера по его проекту в Кингисеппе построено еще одно здание - казармы Царицынского полка. 


Ивангород

Ивангород

Водопад в Ивангороде

Сухое русло реки Наровы отделяет Парусинку - престижный район Ивангорода от Европы. В русле есть отличный порог. Его высота - более трех метров. Выше по реке находятся шлюзы, которые иногда открывают. Происходит это редко. "Друзьям" повезло оказаться в Ивангороде как раз вовремя - мы почти успели к самому широкому водопаду Ленинградской области. Зрелище, доложим мы вам, впечатляющее. Особенно когда белые барашки волн бегут из Эстонии, в предвкушении скорого прыжка. Спустя каких-то несколько десятков минут шлюзы закрываются, и русло снова становится сухим. Довольно забавно фотографировать одну и ту же реку - с водой и без. ;)
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Оставить комментарий
или войдите через: