Инсценировка Н. Скороход по одноименному роману А. Мариенгофа. Режиссер А. Праудин. В главных ролях – Алексей Фокин, Наталья Шамина.
Роман Анатолия Мариенгофа «Циники» Иосиф Бродский когда-то назвал одним из главных романов, написанных на русском языке в двадцатом веке. К сожалению, на родине автора книга был незаслуженно забыта. Написанные в 1928 году, «Циники» были впервые опубликованы в России только в 1988-м, да и сейчас роман известен гораздо меньше, чем он того заслуживает. В начале девяностых по «Циникам» был снят довольно беспомощный фильм, и наконец к началу 2011 года мы дождались первой серьезной театральной постановки.
В романе Мариенгофа история любви двух молодых циников, Владимира и Ольги, разворачивается на фоне Москвы времен «военного коммунизма» - голод, спекулянты, расстрелы, неработающие отопление и канализация и страшные газетные сводки из погибающей от голода провинции. Ключевые слова здесь «на фоне»: по большому счету главным героям нет дела до этих «досадных мелочей», они наблюдают за ними со стороны и слегка свысока: Ольге революция мешает в основном тем, что в городе не достать мороженого и французской краски для губ, Владимир же в одном из диалогов прямым текстом заявляет: какое значение имеет эта ваша революция, если он влюблен и любим?!
Не знаю, что заставило режиссера Анатолия Праудина проигнорировать одну из ключевых идей романа и поставить спектакль, в которой она подана с точностью до наоборот. Политика и политики (в лице Ленина, Сталина и Троцкого – нарочито красных, даже с красными волосами) выходят в спектакле на первый план, вылезают прямо из эластичной стены (позаимствованной художником-постановщиком Александром Орловым из другого собственного спектакля), залезают к героям в дом и прямо в постель, договаривают за них фразы, услужливо подают чайники со спиртом и катают по сцене огромное красное «колесо истории». В первые же минуты спектакля «красные» мочатся на одетого в белое пальто и зажавшего в руках белые розы Владимира, тем самым «тонко намекая» зрителю – никакая любовь не поможет спрятаться от грубой реальности. Может, и поможет, но как раз в романе Мариенгофа героям это прекрасно удавалось.
Непонятно также и режиссерское видение главной героини. В романе Ольга – холодная красавица, с одинаковым безразличием сообщающая мужу и о расстреле любимого младшего брата, и о своей измене; а только что выстрелив себе в живот, переживает главным образом о том, что вынуждена лежать «с ненамазанными губами» (да и то не слишком). Как эта Ольга могла трансформироваться в юродивую истеричку, которая большую часть спектакля громко хохочет, рыдает и кричит на пределе голосовых связок? Загадка. Вообще, по-настоящему хороша в спектакле только горничная Марфуша (Ульяна Фомичева) – живая, яркая и настоящая.
В постановке всего три цвета – красный (цвет «новой власти»), белый (в него одеты главные герои) и черный (снег на сцене и та самая стена, из которой то и дело появляются и в которой исчезают люди). Вот именно так - схематично, плакатно, «комиксно» - поставлен утонченный, эстетский роман Мариенгофа. На премьере около трети зала ушли в антракте – и объяснять это тем, что «Циники» - «арт-хаус», «спектакль не для всех» (как это активно делают симпатизирующие режиссеру критики) по крайней мере не очень честно.