Главная / Блог / Культурный Петербург / Театр им. Ленсовета. «Циники»

Театр им. Ленсовета. «Циники»

Светлана Ворошилова / Культурный Петербург / 17 февраля 2011 / 3793 / 6
Инсценировка Н. Скороход по одноименному роману А. Мариенгофа. Режиссер А. Праудин. В главных ролях – Алексей Фокин, Наталья Шамина.

Роман Анатолия Мариенгофа «Циники» Иосиф Бродский когда-то назвал одним из главных романов, написанных на русском языке в двадцатом веке. К сожалению, на родине автора книга был незаслуженно забыта. Написанные в 1928 году, «Циники» были впервые опубликованы в России только в 1988-м, да и сейчас роман известен гораздо меньше, чем он того заслуживает. В начале девяностых по «Циникам» был снят довольно беспомощный фильм, и наконец к началу 2011 года мы дождались первой серьезной театральной постановки.

В романе Мариенгофа история любви двух молодых циников, Владимира и Ольги, разворачивается на фоне Москвы времен «военного коммунизма» - голод, спекулянты, расстрелы, неработающие отопление и канализация и страшные газетные сводки из погибающей от голода провинции. Ключевые слова здесь «на фоне»: по большому счету главным героям нет дела до этих «досадных мелочей», они наблюдают за ними со стороны и слегка свысока: Ольге революция мешает в основном тем, что в городе не достать мороженого и французской краски для губ, Владимир же в одном из диалогов прямым текстом заявляет: какое значение имеет эта ваша революция, если он влюблен и любим?!

Не знаю, что заставило режиссера Анатолия Праудина проигнорировать одну из ключевых идей романа и поставить спектакль, в которой она подана с точностью до наоборот. Политика и политики (в лице Ленина, Сталина и Троцкого – нарочито красных, даже с красными волосами) выходят в спектакле на первый план, вылезают прямо из эластичной стены (позаимствованной художником-постановщиком Александром Орловым из другого собственного спектакля), залезают к героям в дом и прямо в постель, договаривают за них фразы, услужливо подают чайники со спиртом и катают по сцене огромное красное «колесо истории». В первые же минуты спектакля «красные» мочатся на одетого в белое пальто и зажавшего в руках белые розы Владимира, тем самым «тонко намекая» зрителю – никакая любовь не поможет спрятаться от грубой реальности. Может, и поможет, но как раз в романе Мариенгофа героям это прекрасно удавалось.

Непонятно также и режиссерское видение главной героини. В романе Ольга – холодная красавица, с одинаковым безразличием сообщающая мужу и о расстреле любимого младшего брата, и о своей измене; а только что выстрелив себе в живот, переживает главным образом о том, что вынуждена лежать «с ненамазанными губами» (да и то не слишком). Как эта Ольга могла трансформироваться в юродивую истеричку, которая большую часть спектакля громко хохочет, рыдает и кричит на пределе голосовых связок? Загадка. Вообще, по-настоящему хороша в спектакле только горничная Марфуша (Ульяна Фомичева) – живая, яркая и настоящая.

В постановке всего три цвета – красный (цвет «новой власти»), белый (в него одеты главные герои) и черный (снег на сцене и та самая стена, из которой то и дело появляются и в которой исчезают люди). Вот именно так - схематично, плакатно, «комиксно» - поставлен утонченный, эстетский роман Мариенгофа. На премьере около трети зала ушли в антракте – и объяснять это тем, что «Циники» - «арт-хаус», «спектакль не для всех» (как это активно делают симпатизирующие режиссеру критики) по крайней мере не очень честно.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 0 0
Комментарии (6)
dl_kreol
Видение образа Ольги режиссёром меня весь спектакль ставило в тупик, ну никак не укладывалось в моей голове как можно раскрывать цинизм через излишнюю эмоциональность. Это из минусов.Из плюсов же, отмечу, что такое активное вмешательство в действие правящих, на тот момент лиц, мне понравилось... Видно что режиссёр весьма неплохо знает историю. И пусть "Циники" и не являются настолько историческим произведением, но в постановке хорошо передана именно исторический фон описываемых событий.
Ответить
Наталья
Раздумывала, идти ли на этот спектакль, теперь понимаю, что идти не стоит. Попрежнему нет режиссера, который увидел бы этот роман моими глазами.Я за классические постановки.
Ответить
nik_ya
Приятно видеть, что остались люди, которые понимают, что Ольга не может быть истеричкой, а политика в "Циниках" - это неуклюжий оксюморон. Жаль, что так и не нашлось режиссера, готового поставить, пусть не артхаусное, но хотя бы классическое прочтение такой прекрасной книги.
Ответить
Светлана Ворошилова
Классическое прочтение сейчас вообще не в моде) Когда я в последний раз ходила на Шекспира, например, там один из героев полспектакля наркотики нюхал)
Ответить
Пряник
арт-хаус агитплакат...как мило)Вот эта моль в белом - Ольга? "У Ольги лицо ровное и белое, как игральная карта высшего сорта из новой колоды. А рот – туз червей"
Ответить
Светлана Ворошилова
Да, это Ольга. И ведет она себя как девочка из анекдота, которой на голову упал кирпич и которая "до сих пор бегает в каске и смеется".
Ответить
Оставить комментарий
или войдите через: