«Несмотря на то, что молодые режиссеры совершают попытки
эксперимента на сцене театров-музеев
[академических театров со значительной историей. – И. Т.],
в концепции существования этих театров ничего не меняется.
Эти попытки можно сравнить с временными выставками
современного искусства в музеях со сложившейся
консервативной идеологией».
Максим Диденко, участник театральных проектов
«Derevo», «Ахе», «Барбузоны», один из
основателей
творческого содружества «МЕСТО».
В основе традиции проведения драматических спектаклей на клубной сцене – попытка молодых театральных коллективов обрести самостоятельность. Новое театральное искусство двадцать первого века, впитавшее мастерство всех театральных школ, выросшее в эпоху пост-пост модерна, когда культурная цитатность – вещь сама собой разумеющееся, изо всех сил пытается вырваться за традиционные рамки.
В первую очередь, посредством формы и среды. За последние несколько лет культурное пространство Петербурга пополнилось новым явлением: драматические спектакли все чаще стали показывать на клубных площадках. Идею соединения двух, изначально абсолютно разных пространств, сегодня поддерживают и развивают не только клубы с узкой арт направленностью, но и настоящие довольно маргинальные по своей стилистике ночные заведения.
Стоит отметить, что это явление вынужденное. Молодые режиссеры, недавние выпускники театральных мастерских, активно стремящиеся к самореализации и развенчанию традиционных театральных стереотипов, осуществив одну-две постановки на академической сцене, разочаровываются в «прелести» такого способа творческого существования. Поставить спектакль на сцене театра с традицией и историей оказывается непросто, еще сложнее – удержаться на плаву. В
БДТ, или
театре Коммисаржевской даже зрительский контингент «накапливался» годами. Атмосфера тяжелого и томного академизма проникает повсюду, не давая выплеска новой энергии.
Выход один – завоевание новых пространств. Изначально клубные площадки Петербурга привлекали к себе в основном музыкальные коллективы, чаще исполнителей в стиле рок. Сегодня даже клубы с так называемой игровой направленностью (где большее количество времени посвящено тематическим вечеринкам для игры в кикер или нарды, а также любимым многими пати в этно стиле, или пижама-пати) организовывают «Театральные четверги или субботы. Так, например, происходит в клубе
«Place», или
«Эфир»,
«Танцы», или
«Пьяная груша».
Если уделять внимание технической стороне вопроса, то, обыкновенно, площадки подобного рода оснащены оборудованием, необходимым для проведения драматического спектакля. По способу пространственного решения их можно сравнить с малой сценой, или камерным пространством того или иного театра.
Одним из основных преимуществ клубной площадки является именно организация пространства, так как она, в общем-то, соответствует основным тенденциям современного театрального искусства, способствует применению популярных художественных и технических приемов. Умело смонтированные аттракционы в пространстве клуба способны воздействовать на зрителя гораздо сильнее, нежели в классическом зрительном зале, здесь легче проводить интерактивное общение, проще вписать видеопроекцию. Кроме того, представитель так называемой целевой аудитории клуба оказывается более либерален в восприятии современного драматического или пластического представления. Ему куда важнее индивидуальный способ интерпретации знакомого литературного материала, нежели привычное театралам-консерваторам разыгрывание сюжета по ролям в исторических костюмах.
Сегодняшнее театральное искусство категорически против обыденного лицезрения, или наслаждения действом, оно призывает, в первую очередь, сопереживать с максимально возможной силой эмоций. Клубное пространство изначально на это рассчитано.
Возникают и проблемы – практически любое мероприятие, проходящее на сцене клуба, не подразумевает стопроцентного внимания зрителя: бар, круглые столики, пепельницы, расставленные на них, – все эти детали призваны развлекать, или отвлекать, если говорить о драматическом искусстве, требующем психологического вовлечения зрителя в действо и его энергообмена с артистом.Поэтому позаботиться об атмосфере в театре-клубе стоит до начала спектакля, наиболее удобным образом расставив стулья и попросив зрителя вести себя необходимым для данного спектакля образом.