Главная / Блог / Разное / Театральное образование в Санкт-Петербурге: история и современность.

Театральное образование в Санкт-Петербурге: история и современность.

Ольга Власова / Разное / 20 сентября 2010 / 3431 / 0
Театральная педагогика – это непрерывный развивающийся процесс, в основе которого лежит живой диалог ученика и учителя. Процесс этот абсолютно практический, сиюминутный, но при этом требующий серьезного осмысления. Существуют различные методики преподавания, мастерские, школы, но в основе каждого метода стоит конкретная личность. Каждый педагог полагается, прежде всего, на свой личный опыт и соотносит его с театральным опытом предшествующих поколений. Цепочка: ученик – практик – учитель, логична, но не очевидна.

Профессиональная практика по многим параметрам опережает школу. Школа по своей сути консервативна и такой в определенной степени должна быть. Время общения с ней для художника — это начало его творческой жизни, без сомнения очень важное. При этом принципиальна неразрывность школы и профессионального театра, их тесная взаимосвязь. Термин «школа» следует понимать как систему образования, характеризующуюся неким коренным принципом, единством взглядов педагогов и общностью или преемственностью методов обучения.

В Петербурге создали и пытаются сохранять школу. Важной задачей сегодня стало сохранить ощущение целостности художественного процесса, которое невозможно без знания своих корней. Это не отрицает необходимость эксперимента, без которого не может существовать ни театр, ни театральное образование.

3 июня 1779 года на базе танцевальной школы появилась театральная, которую возглавил известный русский актер Иван Афанасьевич Дмитревский. Четыре года спустя, в 1783, указом Екатерины II театральная школа становится государственным учреждением и получает статус театрального училища. Так началась история профессионального театрального образования в Петербурге. Любопытно, что в училище долгое время (вплоть до XIX века) отсутствовал преподаватель декламации, что по сути равносильно отсутствию актерского мастерства сегодня. Дело в том, что основным методом обучения была «игра по образцам», и каждый студент оказывался в театре возможно чаще, чем сегодня театровед. В этом видно, насколько тесно были слиты театральный процесс и образование.

В 1829 году принято новое положение о Театральном училище, которое разделяло его на мужскую и женскую половины и на два разряда: балетный и оперно-драматический.

В 1862 году обучение музыкантов и певцов перешло в ведение консерватории, а набор на драматическое отделение был приостановлен. В 1888 году при училище открылись трехгодичные Драматические курсы по проекту С.А. Юрьева, которые на платной основе обучали юношей и девушек актерскому мастерству. Среди преподавателей курсов были В.Н.Давыдов, М.П. Писарев, Н.О.Сазонов и Н.С. Васильева. Педагогический состав подавал прошение в Министерство императорского двора об изменении статуса курсов и преобразовании их в высшее учебное заведение, но этого так и не произошло. События 1917 года круто изменили положение в стране, а реформы коснулись в том числе и образования.

Результатом проекта театрального образования явилось открытие двух мастерских - «Школы актерского мастерства» (осень 1918 года, п/р Леонида Сергеевича Вивьена) и «Курсов мастерства сценических постановок» (начало 1919 года, п/р Всеволода Эмильевича Мейерхольда). Первая должна была обучать актеров, вторая – режиссеров, в единую мастерскую они слились спустя четыре года. Тогда в 1922 году был создан Институт сценических искусств (ИСИ) на основе объединения ШАМ, Курмасцепа, Института ритма, Драматической школы Сорабис и Хореографического техникума.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

ХХ  век  принес  потребность в      систематическом курсе преподавания драматического искусства. Человек, который первым создал новую программу обучения, был Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

Из курса его лекций выросла вся будущая программа обучения режиссеров, актеров и театроведов. Читая свой курс, он исходил их двух фундаментальных положений:

1. В театре, в принципе, все должны уметь делать всё – из-за универсальности этого вида искусства.

2. История театра должна строиться, исходя из балагана, а не из литературы; пьеса – часть театрального представления, а не раздел
словесности.
Разработкой педагогической системы Мейерхольд занимался уже давно, в 20-е годы она сформировалась в биомеханику. Путь к новому театру режиссер видел в новом актере, который владеет новой техникой. Соответственно необходимо было начинать с обучения своего актера, с формирования новой школы, педагогического метода. Именно этим он занимался в Студии на Бородинской.

Организационно студия окрепла осенью 1913 года и работала на Бородинской улице с 1914 по 1917 год, до этого Мейерхольд преподавал в Студии на Жуковского (1908-1909) и на музыкально-драматических курсах Б.В. Поллака (1909-1910).

Многие годы в своей педагогической практике Мейерхольд акцентировал внимание на импровизационной природе сценической игры и воспитывал это качество психотехники актера. Работа Студии на Бородинской носила, прежде всего, педагогический и экспериментальный характер. Класс был разделен на несколько групп, в каждую из которых участники студии входили «по сходству врожденных технических приемов и по созвучию тяготений к тому или иному роду драматических представлений». Студийцы, которые уже играли на сцене, объединялись в «актерский класс» и занимались упражнениями на основе испанских драм, приемов «комедии масок», японского и античного театров, осваивали определенную современную драматургию (А.А.Блок, В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, Вяч.И.Иванов, И.Ф.Анненский и другие).

По сути, система упражнений, практикуемая на Бородинской, в дальнейшем легла в основу биомеханики. Соединяя традиционные театральные условности разных эпох, Мейерхольд стремился к обнаружению универсальной действенной доминанты. Одним словом, Студия преследовала конкретную цель: «утверждение театральности в самых «чистых», освобожденных от быта и психологии формах». Это не значит, что Мейерхольд отказывался от психологизма роли, он отказывался от психологического подхода к ней. Многие принципы обучения актёра, использовавшиеся в Студии на Бородинской, были развиты Мейерхольдом в содружестве с Л.С. Вивьеном в «Школе актёрского мастерства» (ШАМ) и на Курсах Мастерства Сценических Постановок (Курмасцеп) в совместной работе с Радловым.

Академия театрального искусства

Тем, кто хочет вступить на тропу театрального искусства прямо сейчас, необходимо только взмахнуть пальцем и нажать вот сюда.
Впоследствии результаты этих опытов легли в основу учебных программ Санкт-Петербургской театральной школы. Здесь в содружестве Мейерхольда и Вивьена рождались программа и методические установки Школы Актерского Мастерства. На них строилось воспитание не только актёров, но также режиссёров и художников театра. Мейерхольд, воспитывая разносторонне образованного, оснащенного выразительной техникой актёра-художника, думал и об овладении высоким искусством импровизации. В Школе Актерского Мастерства преподавались основы импровизации в области речи и движения. В программе Института сценических искусств в 20-х годах предусматривалось и практическое изучение игры в различных сценических манерах, жанрах, т. е. освоение искусства «минувших эпох», в том числе и импровизации как учебного предмета.

Вначале студенты занимались в помещении на Троицкой улице, 13 (ныне улица Рубинштейна), затем в доме 18 (где сейчас располагается МДТ), через четыре года институт перебрался на Литейный, 46, позже в Аничков дворец, потом в один из особняков на улице Гагаринской, и, наконец, Техникум сценических искусств (в который был разжалован институт) обрел дом, в котором и сегодня занимаются студенты –
Моховая, 34.

В 1939 году начал действовать театроведческий факультет. Этот процесс закономерен, ибо именно в 1920-е формируется ленинградская театроведческая школа, которая связана с именем Гвоздева, Соловьева и многих других.

1954 – открыт постановочный факультет. Начат набор по специальности «художник-технолог».

1959 – открыто отделение театра кукол. Начат набор по специальности «актер театра кукол».

1968 – начат набор на отделение организации театрального дела на театроведческом факультете.

Сегодня в Петербурге актерскому мастерству и режиссуре, кроме театральной Академии, обучают в СПб государственном университете культуры и искусства, нескольких негосударственных ВУЗах, таких как Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Балтийский институт иностранных языков и международного сотрудничества (БИИЯМС), Балтийский институт экологии, политики и права (БИЭПП).

Главное помнить, что высшее образование дает не только специальность, но и формирует человека, здесь происходит становление этических норм и идейно-художественных взглядов на искусство. Нигде как в театральном образовании не очевидно, что его задачей является не просто получение профессии, а поиск и понимание сути своей деятельности.
Поделиться Поделиться
Понравилась статья? 1 0
Оставить комментарий
или войдите через: