Около 5 лет назад в Санкт-Петербурге появился удивительный православный хор, который исполняет песнопения классиков духовной музыки. В хоре, вопреки сложившемуся образу певчих – монахов и монашек, служат самые обычные женщины и мужчины – учителя, менеджеры, генеральные директора, студенты, бизнесмены. В нем каждый служит только по велению своего сердца, что отражаемся на качестве исполнения.
В отличие от профессиональных хоров – хор «Астрон» добровольный и нефинансируемый. В свою очередь, он является школой, где бесплатно можно обучиться церковному пению, что само по себе является уникальным явлением. Обычно обучение профессиональному церковному пению недоступно для непрофессионалов. А если доступно, как это есть во многих странах, - так за огромные деньги.
Архимандрит Елеазар (Иванов)
Родился 3 декабря 1936 года в городе Бологое Тверской области.
В 1956 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, в 1964 году окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1964 году рукоположен во диакона, в 1965 – во священника. В 1966 году назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора города Выборга; в этом же году принял монашеский постриг в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры с определением в клир монастыря.
Он был одним из первых монахов, принявших постриг в Лавре задолго до ее возвращения Церкви. В 1968 году был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма поселка Толмачево Лужского района.
«В Японии принято отрешаться умиротворенно созерцая сад камней. В России другая традиция - отдыхать так, чтобы устать. Приобрести же цельное состояние помогает духовная музыка. Можно сказать, что исполнение и слушание духовных песнопений исцеляет, дарит спокойствие душе, умиротворяет», - говорит отец Елеазар о хоре.
О силе голоса и его влиянии известно с самих времен становления человечества. Словом, одним из инструментов голоса, как известно, можно «убить» и вдохновить. А еще голосом можно лечить, исцеляться от недугов, вести за собой «войска».
«Пение», — говорит греческий монах Евфимий Зигабен,— «имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение» (Предисловие к Толковой псалтыри).
Вероятно, следуя этой причине, в традициях большинства народностей пение являлось одним из основных предметов в процессе воспитания юношества. В руках же правителей, пение и музыка были и остаются качественным вспомогательным средством в делах политических и социальных.
«Людей к пению, - гласит церковная песнь, -возглавляет благодать». По мнению монахов, гармоничное пение человеческое приравнивается к пению ангельскому, а сама способность к пению и его стройное исполнение признается особым даром Божиим.
С ув. Ирина Кузьмичева. 7.2.2018