6 апреля, в 19.00 кинотеатр «Аврора» начнет прокат, пожалуй, самого интригующего российского фильма последних двух десятилетий. Картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита» пролежала на полке 17 лет.
Я очень хорошо помню, как газета «Собеседник» - довольно авторитетная в то время – опубликовала эксклюзивный репортаж со съемок фильма. Больше всего фотографий было, естественно, с бала у Воланда: фотограф в изобилии запечатлел на снимках обнаженных женщин, и только Анастасия Вертинская щеголяла в кожаном белье, словно снималась не в экранизации одного из важнейших романов русской литературы ХХ века, а в порно-пародии на него.
Тогда казалось, что фильм опошлит все, что только можно. Да и вообще, мало кто представлял себе полномасштабную экранизацию «Мастера и Маргариты» - не в последнюю очередь из-за сцен на балу. Одно дело читать о том, как из камина выпрыгивает «голая вертлявая женщина», другое – видеть все то же самое на большом экране.
Плюс, магия булгаковского текста такова, что у каждого читателя складывается собственное представление о том, как все должно быть. И я лично была свидетелем жаркого спора, когда люди на полном серьезе отстаивали свои взгляды на кота Бегемота. Должен ли он быть ростом с человека? Какой он породы? Он говорит обычно, или словно мяукая? В общем, отношение к роману Михаила Булгакова в обществе более чем серьезное. И каждого режиссера, пытающегося экранизировать «Мастера и Маргариту» моментально называли самоубийцей.
А с Юрием Карой вообще произошла отдельная история. Он удосужился снять свой фильм ровно в тот период, когда советский кинематограф уже прекратил свое существование, а российский еще не родился. Кинопроката не было. В телевизоре царило так называемое корпоративное кино, и у зрителей к большинству режиссеров, работавших в тот период, сложилось специфическое отношение: либо они «корпоративщики», подпускающие пошлятинки при любом удобном случае, либо чернушники, в жизни которых нет места оптимизму.
Поэтому известие о начале съемок «Мастера и Маргариты» вызвало неоднозначную реакцию у публики. Но пока киноманы обсуждали, получится у Кары фильм просто плохим или же очень плохим, готовой уже картине отказали в прокате.
Что могло случиться в 1994 году, когда фильмы снимали все кому не лень, худсоветы исчезли как класс, а Михаила Булгакова уже не называли запрещенным писателем?
А произошла самая обыденная вещь. Наследники русского классика, точнее – его вдовы Елены Шиловской, не дали добро на выпуск фильма в прокат. Плюс, хронометраж фильма составил 3 часа 20 минут, что по тем временам не лезло ни в какие ворота.
Когда творение Юрия Кары положили на полку, мнения о еще не посмотренной картине разделились: кто-то говорил, что кино должно выйти в свет непременно, а кто-то радовался, что оно так и не увидело свет. Тем не менее, споры быстро затихли. И только те, кто утверждал, что «Мастера и Маргариту» невозможно экранизировать, продолжали ликовать.
Но, спустя 11 лет, 19 декабря 2005 года телеканал «Россия» показал первые две серии фильма Владимира Бортко. 40 миллионов зрителей приклеились к экранам телевизоров. Бортко, снявший великолепный фильм «Собачье сердце», был автоматически зачислен публикой в «булгаковеды» и считался человеком, тонко чувствующим литературный материал. От него ждали блестящей экранизации великого романа.
Не буду сейчас рассуждать о качестве его сериала. Скажу только, что после того, как он был показан полностью, поклонники романа вернулись к истории с фильмом Юрия Кары. Теперь он вызывал совсем уж жгучий интерес. Людям хотелось сравнить качество съемки, кастинг и сценарий. Тем более, что Кара, очевидным образом, подпортил Бортко материал: с тех пор, как стало известно, что у Кары в роли Воланда снялся Валентин Гафт, никого другого зритель на его месте и представить не мог. В этом сходились даже непримиримые противники. Так что это была своего рода ситуация «кто кого сборет – слон или кит». Валентин Гафт против Олега Басилашвили – вот это номер!
И очень удачно так сложилось, что сначала в ЖЖ, потом в торрентах добрые люди выложили фильм Юрия Кары. Подозреваю, что не без согласия режиссера. Это была сенсация. Все качали старое кино, как проклятые. И общее мнение было, что фильм удался.
Я его видела. Выцветшая пленка «Свема». Какие-то подозрительные пейзажи вместо Ершалаима. Опять же - Маргарита в кожаном белье. Но Кара сделал очень честное кино, без претензии на гениальность и на то, что только ему может такое удастся. Плюс, он творчески подошел к созданию сценария и в классический, известный всем и каждому материал включил отрывки из черновиков к роману: «Князя тьмы» и «Копыта инженера».
И, несмотря на ряд недочетов, Мастера и Маргариту» Кары можно считать первой удавшейся попыткой экранизации самого загадочного и магического романа в русской литературе ХХ века.
Теперь это мое мнение смогут подтвердить или опровергнуть не только пользователи интернета. Правда, фильм, который покажут в «Авроре», представляет собой сокращенную режиссерскую версию, уложившуюся в 112 минут. Так что вполне может быть так, что фильм, смонтированный специально для широкого проката, разительно отличается от своего первоначального варианта.
P.S. Я как-то читала интервью с Миком Джаггером. Он рассказывал, что «Мастер и Маргарита» - одно из самых любимых его произведений. Будучи владельцем небольшой киностудии в Голливуде, Джаггер, конечно, мечтал экранизировать роман. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. То режиссеры демонстрировали полное отсутствие проникновения в материал, то сценаристы дописывали для красочности спецэффекты. В общем, голливудской версии «Мастера и Маргариты» так до сих пор и не родилось.
А вам как кажется: возможно ли экранизировать роман и так ли это нужно? Ведь образы, рождающиеся в голове у читателя и в самом деле могут быть значительно ярче тех, что режиссеры и сценаристы воплощают в кино.