Около двух недель тому назад я посетил экскурсию посвященную боям на Карельском перешейке в 1944 году, и с интересом узнал, что многочисленные памятники посвященные финским солдатам, павшим в советско-финских войнах, установлены финской стороной практически без согласования с местными властями. Финские ветеранские организации просто выкупали участки земли и устанавливали на них свои памятники, охраняемые правом частной собственности. Удивительно, но такая практика действительно имеет место. Как пишет блоггер I.S.L. : «Установка памятного знака, как правило, не требует непосильных материальных и организационных затрат — с этим могут справиться не только власти и общественные организации, но иногда и частные лица. Кроме того, часто такие объекты могут появляться вообще без контактов с властями и продолжительное время существовать без всякой легализации — тем более в условиях Карельского перешейка».
Нынешнее законодательство нисколько не препятствует подобной частной «монументальной инициативе». Согласно решению муниципального собрания Выборгского района ленинградской области от 26.10.2005 года о правилах благоустройства городских или сельских поселений:
«Собственники (владельцы) земельных участков вправе устанавливать произведения монументально-декоративного искусства на принадлежащих им участках и зданиях по согласованию с комитетом архитектуры и градостроительства».
Местные власти не только потворствуют монументальной самодеятельности, но и часто идут навстречу в ее легализации. Новые памятники заносятся в актив администрации, как элемент культурной работы властей или как часть деятельности по благоустройству территории.
Остается только радоваться, что пока что на территории Карельского перешейка появляются только «максимально непровокативные и корректные по отношению к русскому населению» финские монументы, а не какие-нибудь «Колумбы замоскворечья». Есть еще более печальный прецедент появления памятника гитлеровским казачьим генералам, во дворе московского храма Всех Святых, который оказалось невозможно ликвидировать законным путем.
В то же самое время, чиновники зачастую вставляют палки в колеса людям стремящимся установить памятники официальным путем. Только после сбора 8000 подписей на братскую могилу в Лебяжьем было позволить вернуть эпитафию отца одного из погибших бойцов, которую местные власти сочли чересчур эмоциональной. На протяжении ряда лет власти Выборга противились установки памятного креста на месте казни русских жителей города финскими войсками в 1918 году. Получается нелепая ситуация – монументы финским войскам устанавливаются беспрепятственно, а для того чтобы поставить памятник российским и советским солдатам и гражданским лицами приходится годами стоять у парадных подъездов…