«Наука и религия должны соблюдать дистанцию и не приближаться друг-другу ближе чем на 20 метров», постановил судья в одном известном мультсериале. Решение воистину мудрое, потому что если происходит обратное, возникает нехорошая ситуация.
Росимущество своим решением признало претензии Единоверческой церкви на возвращение храма расположенного на улице Марата. Беда заключается в том, что в этом здание уже более 80 лет находится известный городской музей Арктики и Антарктики.
Единоверие это своего рода «раскольничье униатство». В XVIII веке среди раскольников появилась тенденция готовая признать юрисдикцию Московского патриархата, при условии сохранения старообрядческого чина. Не без колебаний, духовные и светские власти империи приняли этот компромисс. Единоверцы были избавлены от притеснений, им разрешили возводить храмы и монастыри в городах России.
Разрешение на строительство единоверческой церкви в Петербурге дал император Александр I в 1819 году. Автором проекта храма св. Николая Чудотворца стал архитектор Авраам Мельников. Из-за нехватки средств, строительство растянулось на 18 лет, и было завершено только 1838 году.
Накануне Первой мировой войны единоверческая община насчитывала несколько тысяч человек. Существовали планы преобразования Никольской церкви в собор, но война и революция поставили крест на этих планах.
В 1931 году храм был закрыт. Справа здание было передано Театру рабочей молодежи, а потом его отдали новоучержденному музею Музей Арктики. Бывший храм был серьезно перестроен: башенки венчавшие углы основного объёма и купол оказались снесены, многие внутренние помещения были разделены перегородками. Музей был открыт только в 1937 году.
За несколько десятилетий Музей Арктики (позднее Музей Арктики и Антарктики) стал уникальным выставочным центром. В его экспозиции были штурвал ледокола «Ермак», палатка Папанина с первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» и сани из экспедиции Роберта Скотта.
После 1991 года единоверческая церковь насчитывающая в Петербурге 20 человек, предпринимала несколько попыток вернуть себе здание храма. Все они до сего дня оканчивались безрезультатно, но теперь в атмосфере все возрастающей духовности российского общества, пришло время задуматься о будущем музейным работникам.
Конечно, было бы хорошо, если город построил для музея новое, красивое современное здание. Но пока об этом нет и речи. Росимущество предлагает музейным работникам забирать свою коллекцию и перебираться на территорию института Арктики и Антарктики, напротив станции метро Приморская. По мнению чиновников, для размещения экспонатов вполне должно хватит актового зала музея.
Возможно, что сейчас верующим стоит сделать красивый жест и проявить милость к падшим. Почему нельзя совместить храм с музеем и создать уникальный религиозно выставочный комплекс? Ведь тот же Храм Спаса на Крови большую часть времени функционирует как музей, но по торжественным дням в нем проходят службы. Такая же практика существует и во многих других религиозных святынях имеющих большое историческое и архитектурное значение.
Вновь открывшийся храм, можно было бы посвятить не св. Николаю, а святым покровителям Севера, например Зосиме и Савватию, и начать чередовать церковные службы с экскурсиями по полярной экспозицией. Стоит ли говорить о том, что это позволит раскрыть ранее неизвестные страницы духовного освоения Арктики? Людям будет интересно узнать какие иконы тайно обеспечивали божественную защиту станции «Северный Полюс – 1» на льдине, и имена схимников молившихся за успешное завершение плавание ледокола «Ленин» среди торосов и айсбергов.