Изменить сознание
«Сеньоры и сеньориты, пожалуйте в зал на спектакль «Глаза Голубой Собаки» по Габриэлю Гарсиа Маркесу!» - с этих слов начаинается спектакль в удивительном театре, имя которому Театр сновидений Ольги Чернявской. Человеку с кристально трезвым взглядом на жизнь, реалисту до мозга костей высидеть на спектаклях
этого театра поначалу будет довольно сложно. Чтобы понять, а скорее, почувствовать то, что хотели сказать создатели спектаклей – сновидений – нужно открыть все (хотя бы частично) закрытые чакры и поверить в то, что все, что проходит перед нашими глазами - это сны.
Основная особенность спектаклей-сновидений - иррациональность, и действие их происходит в нематериальном мире человеческих переживаний во время сна. Актеры в Театре сновидений играют прямо перед зрителями, здесь нет условного разделения «сцена – зал», что еще больше усиливает впечатление.
К примеру, представьте себе сценку (это уже из спектакля «Поворот песочных часов»): современная девушка засыпает за компьютером и видит сон, будто она очутилась на острове в деловом костюме с чемоданчиком... Неожиданно она находит в песке деревянные фигурки: мужчину и женщину... Дальнейшая задача актера и режиссера показать высокую любовь двух существ, оказавшихся в пустоте мира. Наедине с вечностью и друг с другом. Соединить, повенчать их на этом своеобразном лобном месте, коим для них является этот остров... И сделать это все целомудренно, чисто и свято. Без слов, в танце или с помощью мимики.
В одном из спектаклей можно услышать настоящий звук морской раковины, к которой, оказывается, можно не только прикладывать ухо в надежде услышать шум моря, но и, не ожидая у моря погоды, в раковину подуть. Мне посчастливилось услышать и его. Звук крайне необычный. Как говорит основательница театра Ольга Чернявская, «cакраментальный, изменяющий сознание».
Основная идея спектакля «Глаза Голубой Собаки» то, что любовь, в принципе, тот же самый замок из песка, который мы сначала с воодушевлением строим, потом зачем-то внезапно разрушаем, сметаем оставшийся песок и все начинается заново. Девушка – главная героиня - ставит фигурку возлюбленного на вершину замка, который лепила с явным чувством, периодически самозабвенно танцуя, а потом сама его и разрушает… Видимо, отдавая себе отчет в том, что делает. А, может, и нет...
Время - песок
Честно говоря, как почти законченный реалист, я с трудом воспринимаю подобные метаморфозы, чакры если и открываются, то не сразу. Но в существование альтернативной реальности я верю, и всяческую символичность уважаю. Песок ведь и правда успокаивает. Не зря же сейчас частенько на детских мероприятиях ставят световые столы, на которых можно порисовать песком. Увлекательное на самом деле занятие. А разравнивание песка, как выяснилось, гармонизирует личность. Надо бы почаще его разравнивать…
Подобные игры с песком, рассказывают сотрудники театра, формируют особое мироощущение, освобожденное от рутины, стереотипов, чувства нереализованности, - мироощущение философа, наделенного творческим видением ребенка. Это самая настоящая «песочная терапия». Истоки ее - в глубоком детстве, когда каждый из нас строил куличики в песочнице или замки на пляже. В этом, казалось бы, простом занятии заложен закон бытия: все приходит и уходит, старое уступает место новому. Нет ничего, что было бы непоправимо разрушено. Получая это знание, человек достигает состояния равновесия, уходит от суеты и обыденности.
Песок в Театре сновидений вообще имеет огромное значение. Из него буквально на глазах актеры создают удивительные фигуры. Например, буквально за пятнадцать минут здесь может родиться довольно внушительных размеров дельфин. Или за полторы минуты «воздвигнуть» храм.
Находится Театр сновидений в помещении обычной немного перестроенной квартиры на первом этаже. Хотя это скорее творческая мастерская. Зрителей помещение может вместить от 15 до 55. На спектакли театра не продают билетов, нет рекламы в виде афиш или объявлений. Нет даже традиционного театрального звонка. Однако в дни спектаклей сюда иной раз не попасть – все занято.
А те, кто попал, проходит сначала через настоящий лесной мир: корни, деревья, сплетения ветвей... И вдруг - чаша с песком. Под его тонким слоем скрыты от глаз разные предметы, каждый из которых, как здесь считают, что-то символизирует. Например, я вытащила наручные часы. Мистическое толкование этого – нужно поразмыслить о том, насколько разумно я расходую время. Театр этот просто полон загадок и символов.
Он, образовавшийся в 1980-м, уже трижды менял свое название: cначала был Театром метаморфозы, потом - Театром тонкой реальности, и сейчас – Театр сновидений. Для того чтобы лучше понять психологию зрителя, театр начал сотрудничество с практическими психологами и психотерапевтами, в частности, со специалистами по сказкотерапии из одноименного Института. Они оказывают не только моральную, но еще иногда и небольшую материальную поддержку, ведь театр никто не субсидирует, и здесь рады любой помощи.
Обитают эти творческие люди вместе со своим театром на Английском проспекте, 38, куда они несколько лет назад перебрались с Галерной. Там помещение было гораздо больше, но, увы, понимания на официальном уровне идеи театра пока не находят. Здесь уже давно «никто никуда не идет». И не торопится. Жизнь у театра оседлая, незаметная, но насыщенная идеями. Песок в часах пересыпается, и все начинается снова... На создание каждого спектакля уходит очень много времени и еще больше - сил.