Все знают, что реклама это символ свободы, экономического бума и прогресса. Она делает серый мир ярче, выразительнее, интереснее. Светящиеся неоновые вывески удачно закрывают облезшие фасады XIX века, яркие многометровые билборды вдоль шоссе, оживляют нудный придорожный пейзаж, а как красивы разноцветные листочки с рекламой доставки пиццы и компьютерной помощи, которые раздают у метро студенты из Африки! Подобно ярким кленовым листьям они валяются в грязи, напоминая о недавней золотой осени. Порой реклама вводит заблуждение. Как называется это место? Отель "Балтика" или гостиница"Samsung"?
Созданная талантливыми и креативными людьми подобно Октаву Беранго и Владлену Татарскому реклама преображает жизнь Петербурга. Страшно подумать, что были времена, когда наружная реклама не приветствовалась и даже подвергалась гонениям.
Вся началось в суровые годы царизма, когда императрица Елизавета Петровна в 1752 году повелела генерал – полицмейстеру Алексею Татищеву, потребовать от мастеровых чтобы те «никаких вывесок своих мастерств» на «знатных улицах не имели».
Лишь в либеральные времена Екатерины II запрет на рекламу был снят, и «пристойные» афиши появились на стенах домов. Кстати, любопытно отметить, что «непристойными» считались вывески гробовщиков и «нижняго мужского белья».
К середине XIX века Петербург был воистину блистательной столицей – реклама сияла повсюду. Теофиль Готье писал: «Золотые буквы выводят свой рисунок на голубом фоне, выписываются на стеклах витрин, появляются на каждой двери, не пропускают углов улицы, крутятся по аркам, тянутся вдоль карнизов, используют выступы подъездов, спускаются по лестницам подвалов, изыскивают все новые способы привлечь прохожих».
Не менее ярким и завлекающим было и содержание рекламных вывесок: «Здесь бреют и крофьа творят». Потенциальный посетитель задумывался, что его ждет за дверью – чашка кофе или кровопускание, и движимый любопытством устремлялся внутрь…
К сожалению, не все понимали, все прелести рекламного искусства. Враги всего творческого и креативного возвысили голос на IV съезде русских зодчих:
«Невозможная, доведенная до бессмыслицы конкуренция, безразличие властей, падение архитектуры и уважения к ней масс, овечья кротость и равнодушие обывателей… никем не удерживаемая фантазия и изобретательность творцов рекламы» - вот по мнению Е.Е. Баумгартена и Л.А. Ильина причины почему в Петербурге не осталось улиц «не обезображенных, иногда до полного затмения архитектуры». Архитекторы требовали отчистить город от рекламы иначе «все, пожалуй, привыкнут и начнут считать это новым искусством». (!!!) Любезный читателей, слушая эти разнузданные речи, без труда поймет, откуда растут корни советских гонений на современное искусство, речи Хрущева в Манеже и книги М.Лифшица «Почему я не модернист».
Стремясь подавить свободную рекламу, художники и архитекторы обратились к властям. Под их давлением в 1914 году градоначальник своим приказом запретил украшать рекламные вывески живописью. Директор школы Общества поощрении художеств, некий Николай Рерих, приветствовал этот шаг, поскольку некоторые фасады завешены «самыми ужасными антихудожественными вывесками».
Правда вскоре началась война, а затем и военный коммунизм. В Петрограде стало не до рекламы. Лишь в годы НЭПа она расцвела снова… чтобы сразу же попасть под удар тоталитаризма. «Обращено внимание, что многие здания Ленинграда, имеющие художественно-исторический или бытовой интерес, обезображены громадными вывесками, которые часто закрывают архитектурные особенности фасадов. В ближайшем будущем предполагается снять с фасадов домов такие вывески или, в крайнем случае, заменить их вывесками самых минимальных размеров» - доносила «Красная газета»
Скорбный список рекламы, безвозвратно уничтоженной в те годы велик. Со здания
Адмиралтейства убрали вывеску «Столовая». Со
Строгановского дворца сняли рекламу «Общества по охране русских интересов в Финляндии» и «Красного студента». Со скорбью писал об этом Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Среди вывесок можно найти и красивые, они карабкались по этажам, достигают третьего – повсюду в центре: на Литейном, на Владимировском. Только площади не имеют вывесок, и от этого они еще огромнее и пустыннее».
В новом советском государстве писала пресса, реклама неуместна. О какой конкуренции между государственными учреждениями может идти речь? Рекламу должны были сменить вывески – указатель функций магазина или конторы. «Если это так – писала «Красная газета» - то незачем нагромождать вывески нелепых размеров и цветов и портить ими дома. Художникам следует подумать над этим вопросом и внести конкретные предложения».
На 70 лет улицы Ленинграда погрузились в серость и уныние, и только сегодня Петербург снова стал претендовать на звание рекламной столицы не только России, но может быть и всей Европы.