Как добраться: от станции метро "Чернышевская" на автобусах 105, 22 или на маршрутке К389 до остановки "Улица Красного Текстильщика"; или от станции метро "Новочеркасская" на любом транспорте до остановки "Новочеркасский проспект" или 15 минут пешком.
Большеохтинский мост через Большую Неву соединяет центр Петербурга в створе Тульской улицы с Малой Охтой (Красногвардейский район). На одном берегу совсем рядом Смольный собор и Смольный институт; на другом берегу – Красногвардейская площадь.
Длина моста 339 метров, ширина – 23,5 метра, ширина проезжей части – 13,6 м.
Боковые пролеты перекрыты фермами. Центральный пролет разводной.
Мост несколько раз мост менял имена. В 1911 году он получил имя Императора Петра Великого. После революции его переименовали в Большеохтенский, а в 1956 году появились новые правила орфографии, и мост стал Большеохтинским. В 1997 году после ремонта на мосту восстановили табличку «мост Петра Великаго». Поэтому некоторые петербуржцы решили, что мост официально переименовали. Но это не так - название Большеохтинский (по речке Большая Охта, которая впадает в Неву совсем рядом) – осталось прежним.
Сто лет назад строительству моста предшествовали длительные дебаты в Городской думе. Соединить берега Большой Невы именно в этом месте планировали еще при Николае I. «Общество Охтинского, через Неву моста» было создано в 1860-х году. Но только в 1884 году Государственный Совет России принял решение о том, чтобы «признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу… с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройству моста через Неву….»
Владельцы пассажирских судов, опасавшиеся потерять доходный бизнес, имели в Городской Думе мощное лобби, которое всячески препятствовало возведению переправы. К тому же в казне, как обычно, не хватало средств. Но весной 1907 года во время перевоза затонул старый пароход под названием «Архангельск». Погибло несколько десятков человек. Государь возмутился и высочайше повелел «постройку моста не затягивать».
Конкурс на лучший проект моста, который объявили 1 сентября 1901 года, был международным. Трем победителям полагались премии в 12, 8 и 5 тысяч рублей. Большие деньги! Но ни один из 16 участников, а в конкурсе состязались лучшие инженеры, в том числе из Германии, Австро-Венгрии, США, Франции, Голландии и Испании, премии не получил. После небольшой доработки выбрали внеконкурсный проект профессора Николаевской инженерной академии полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова. Их девиз был прост и чрезвычайно актуален: «Свобода судоходству!».
Руководил работами один из авторов – Кривошеин. Это был блестящий инженер и талантливый организатор, который заставил восхищаться питерским мостом весь мир. Длина пролетов – 136 метров - считалась рекордной для Европы того времени. Масса всех металлоконструкций составляла 8920 тонн. Крылья разводной части могли подниматься вверх и вращаться во все стороны. Электрогидравлическая система, которая поднимала разводную часть всего за две минуты, намного опередила свое время (Позднее механизм все же заменили на более современный).
Еще один рекорд – сроки строительства: всего три года. Первый камень заложили в 1909 году, а открытие моста решили приурочить к 200-летнему юбилею Полтавской битвы. Так что пришлось торопиться.
Подрядчиком стала одна из польских фирм, разводной механизм изготовил Петербургский Металлический завод. Качество работ было на высоте – переправа потребовала капитального ремонта только в 1971 году, когда в одну из опор врезался плавкран, который унесло течением со стройки моста Александра Невского.
Построенный в 1911 году мост явился одним из уникальных строений в Европе. Но когда мост открыли, современники его нещадно критиковали. Например, за то, что сооружение выглядело громоздко, а элементы оформления, как писали в газетах, не сочетаются друг с другом. Некоторые даже сравнивали мост с «уродливой башней Эйфеля», расположенной горизонтально. Тогда же распространилась легенда о золотой заклепке, которую, как водится, покрасили в серый цвет - замаскировали под обычную. (Правда, молва утверждала, что драгоценные заклепки имели и Дворцовый, и Троицкий мосты. Только их никто никогда не
находил).
Как бы там ни было, переправа в этом месте и автомобилистам, и пешеходам пришлась очень кстати, и верой и правдой служит людям до сих пор. Последние изменения на Большеохтинском мосту (не считая капитального ремонта сорок лет назад) коснулись трамвайных путей - их демонтировали, и художественной подсветки из 1300 мощных светильников, которую установили в 2000-м году.
Один из самых красивых в Петербурге, Большеохтинский мост осенью 2011 года, а точнее 26 октября 2011 года, отметил вековой юбилей. В честь «дня рождения» переправы для посетителей впервые за сто лет открыли одну из двух загадочных башен-маяков, в которых расположены технические помещения. Сотни любопытствующих петербуржцев и гостей города выстроились в длинную очередь, желая не упустить уникальный шанс.