Большой Гатчинский дворец
coming soon
Мраморная столовая
Архитектор В. Бренна, 1790-е
Зал использовался для парадных обедов и являлся одним из более эффектных интерьеров бворца.
Главный декоративный элемент - каннелированные колонны каррарского мрамора с капителями коринфского ордера. Установленные на высокие пьедесталы, они поддерживают богато украшенные лепниной карнизы. Пышная отделка перекрытия,гипсовые барельефы на стенах. изображающие сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе, полотнища дверей наборной работы, геометрического рисунка паркет - все это определяет классицистический характер интерьера.
Большое лепное панно с гирляндами цветов, музыкальными инструментами и орудиями сельского труда напоминает о пасторальных мотивах,столь популярных в середине XVIII века. Мраморная балюстрада крашена скульптурой Эрота (Италия, XVIII век) и вазами ( Россия, Италия, конец XVIII). Лепной потолок декорирован двумя живописными плафонами: " Вера и Надежда" (Россия,вторая половина XVIII века) и "Селена и Эндимион" (копия с полотна С. Торелли работы Б.Л. Голованова).
Неотъемлемой частью убранства являются предметы декоративной бронзы,занимающие свои исторические места: сменники в виде валторн, часы и подсвечники на каменной полке ( Франция,конец XVIII)
Значительно разрушенная во время Великой Отечественной войны, Мраморная столовая была воссоздана в 1985 году специалистами-реставраторами: скульптором Л.А.Стрижовой, бригадой полировщиков мрамора под руководством А.А. Чиркина, краснодеревенщиками Ю.И. Павлодчким и К. голубевым
Парадная опочивальня
Архитектор В. Бренна,1790-е
Один из самых совершенных интерьеров Гатчинского дворца располагался на пути обязательного шествия гостей.
В XVIII веке подобные " представительские" комнаты не только подчеркивали социальный статус, но возвеличивали обыденные стороны интимной жизни.
Интнрьер зала зрительно разделен на две части - центральную и альков. Каждая стена имеет свою отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов,изысканно оттененных позолотой.
Пилястры искусственного мрамора были расписаны гротесками художником Ф. Лабенским. Зеркала, размещенные друг против друга, создают бесконечно расширяющееся пространство. За балюстрадой, которая являет собой зримый символ неприкосновенности ложа монарха, - резная,огромных размеров кровать.
В единстве с цветовым решением стен исполнен декор потолка, украшением которого является плафон " Свадьба Психеи", написанный по историческому образцу художником-реставратором Ю.Ф. Шитовым.
В годы Второй мировой войны уникальная отделка зала была почти полностью уничтожена. Реставраторам пришлось воссоздать интерьер заново. Скульптурный декор выполняла Л. А. Стрижова; мраморные пилястры расписала бригада жудожников под руководством А. С. Газиянца. работы по реставрации продолжаются.
Аванзал
Архитекторы А.Ринальди, 1770-е
В. Бренна,1790-е
Первый зал,открывающий группу парадных помещений XVIII века. при императоре Павле I здесь происходили смена и развод караула для охраны внутренних покоев Гатчинкского дворца. Назначению зала соответствует лепной декор: гирлянды лавровых ветвей на падуге,шлемы римских воинов,знамена и щиты.
В 1790-х годах перестройки дворца для павла первого занимался Винченцо Бренна. В Аванзале от первоначальной отделки орловскго времени архитектор сохранил двери наборной работы и обрамляющие их наличники искусственного мрамора, а также перекрытие с сильно развитыми падугами и рисунок паркета в виде экзотического цветка.
Интерьер пострадал в годы Великой Отечественной войны. Зал одним из первых был открыт после реставрации в 1985 году. На исторические места возвращены стенники золоченой бронзы. Вдоль стен - стулья красного дерева типа Чиппендейл. На месте утраченного в 1944 году живописного плафона - произведение неизвестного художника "Любовь и Вера".
Интерьеры Гатчинского дворца
Башенный кабинет
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е,
В. Бренна,1790-е
Башенный кабинет размещается в Часовой башне Гатчинского дворца. Декоративная отделка этого небольшого зала(всего 11кв.метров) не раз изменялась.
Об Убранстве XVIII века напоминают: перекрытие зала с небольшим куполом,украшенное лепниной и живописью,изысканный узор оконных откосов и наборные полотнища дверей.
В середине XVIII века при перестройке Арсенального каре из личных комнат государыни Марии Федоровны и Башенный кабинет были перенесены мемориальные вещи: скульптурные портреты родителей императрицы герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера. Во второй половине XVIII века стены затянули зеленым штофом и на одной из них разместили тканный портрет императора Павла первого работы мастеров Петербургской шпалерной мануфактуры(1799)
Башенный кабинет
Чесменская галерея
Архитектор в. Бенна,конец XVIII века. Репродукция в акварели художника Э. Гау. 1887 года.
Свое название галерея получила благодаря украшавшим ее батальным полотнам Чесменского боя. Галерея примыкала к парадным залам бельэтажа. Это был один из лучших интерьеров В. Бренны.
Главный элементом оформления - три монументальны живописных полотна, посвященных морской победе русской эскарды над турецким флотом при Чесме в 1770 году, работы художника Я. Ф. Хаккерта. В павловское время галерея носила название Золотой и часто использовалась как Тронная. На хорах располагались музыканты и певчие.
В дни торжественных приемов и религиозных праздников через галерею русские императоры вместе с гостями проходили в дворцовую церковь. В настоящее время интерьер нуждается в реставрации.
Туалетная
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е, В. Бенна, 1790-е
Этот светлый, нарядный зал, по мнению специалистов, во многом сохранил декоративную отделку XVIII века. Основным украшением Туалетной является лепнина. Разнообразные гирлянды из цветов и листьев, перевитые лентами, венки, тирсы, парящие птицы, изящные букеты на карнизах, " цветок Ринальди" и вазы с цветами по бокам наддверников - все это эффектно контрастирует с серо-голубым тоном стен. Некоторые элементы лепки являются иллюзией своеобразного крепежа для мраморных барельефов: портретов императрицы Екатерины II работы М. А. Колло ( в раме из лазурита) и Д. Чибеи ( Находится в ГМЗ "Царское Село") , а также римских императоров.
Над дверями -панно в профилированных рамах со спящими мраморными Амурами.
Перекрытие зала, одно из наиболее сложных по своей конфигурации, декорировано лепниной в виде ветвей, листьев и цветов.
Тронная императрицы Марии Федоровны
Архитектор В.Бренна, 1790-е
До Восшествия на престол Павла I в зале размещалась небольшая, но ценная коллекция живописи западно-европейских мастеров. в 1797 году по велению монарха зал превратили в Тронный для его супруги - императрицы Марии Федоровны, однако собрание картин, по-прежнему, являлось главным украшением. в настоящее время большинство полотен занимают свои исторические места - пейзажи,сцены из сельского быта, античные и библейские сюжеты дают представление о художественных пристрастиях владельцев.
интерьер дополняют резной стол-консоль со столешницей искусственного мрамора, две порфировые вазы работы мастеров XVIII века.
Живописный плафон с изображением Вакха и Арианды исполнен по историческому образу бригадой под руководством Я.А. Казакова. Камин воссоздан из отечественных пород мрамора бригадой А.А. Чиркина
Белый зал
Архитекторы А. Ринальди, 1770-е. В. Бренна, 1790-е
Самый большой парадный зал Центрального корпуса Гатчинского дворца (250 кв. метров) предназначался для особо торжественных церемоний и многолюдных празднеств. Зал во многом сохранил отделку А. Ринальди: ритм арочных оконных проемов, общую разбивку стен, двери с наличниками искусственного мрамора. Весь лепной декор падуг и сводов отличается изысканностью и живо передает натуру. Именно в этом зале модно увидеть своеобразную "подпись" Ринальди - две скрещенные ветви лилии, перевязанные лентой.
Еще при графе Г.Г. Орлове Белый зал был украшен скульптурой и мраморными рельефами. Над камином были были размещены античные римские горельефы - Жертвоприношение императора Тита"(I в. до н.э.) и овальный медальон с условным названием " Церера и Флора". Слева - пострадавший уже в XX веке - горельеф "Путник" (конец I в . до н.э.)
К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, выполненные в XVII веке из черного мрамора. У противоположной стены. между окон - бюст Афины Паллады(Италия,XVIII век), изготовленный из разных пород камня: белого каррарского и черного мраморов, оникса.
По обе стороны дверей, ведущих в Аванзал, при императоре Павле появились античные бюсты Антиноя и Каракаллы, которые уже в XVIII веке воспринимались как наиболее ценные.
В годы второй мировой войны оригинальный живописный плафон XVIIIвека исчез. При воссоздании декоративного убранства на место утраченного было помещено полотно кисти Г. Ф. Дуайена "Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича", созданное в конце XVIII века.
Полотнища дверей и паркет выполнены из ценных пород дерева.
Тронная Павла I
Архитекторы А. Ринальди. 1770-е, В. Бренна, 1790-е
Один из самых торжественных и нарядных залов дворца. Небольшой по своим размерам ( всего 50 кв.м.). он воспринимается центром анфиладных комнат. Это достигается роскошью декоративной отделки. обилием позолоты и главным украшением _ французскими гобеленами. Декоративные ковры из серии " Новые Индии" - "Зебра" и "Двое слуг несут вождя" - были выполнены по картонам Ф. Депорта. Над камином - гобелен с изображением богини плодородия Цереры из серии " Боги", изготовленной по картонам К. Одрана на королевской мануфактуре Гобеленов в 1780-е годы. Они были подарены Людовиком XVI великокняжеской чете Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время их заграничного путешествия в 1782 году.
Великолепный паркет набран по рисункам А. Ринальди из ценных пород дерева: розового,амаранта, палисандра и др. Резное золоченные тронное кресло - работа придворного мастера Х. Мейера (конец XVIII века) копирует серебрянное тронное кресло императрицы Анны Иоанновны.
Основные предметы убранства Тронной были спасены во время Великой Отечественной войны благодаря своевременной эвакуации.
Малиновая гостиная
Архитектор В. Бренна, 1790-е
Открывает анфиладу парадных комнат императрицы Марии Федоровны.
Свое название зал получил благодаря использованию в интерьере малиновых гобеленов из серии "Дон Кихот". Эти уникальные тканые ковры были выполнены во Франции на королевской мануфактуре Гобеленов в 1776-1780 годах и подарены королем Франции великому князю Павлу Петрович и великой княгине Марии Федоровне в 1782 году.
В настоящее время вниманию посетителей представлен только один гобелен - "Въезд Санчо Пансо на остров Баратарио", созданный в мастерской П. Козетта по картонам К. Одрана. Два других ковра после Великой Отечественной войны оказались в Павловском дворце-музее и до сих пор не возвращены в исторический интерьер Малиновой гостиной.
Наборный паркет воссоздан по рисункам А. Ринальди. Дополняет убранство зала мебельный гарнитур, некогда состоящий из четырнадцати кресел и дивана.
Исключительную ценность представляет стол-треножник (Россия, конец XVIII века) со столешницей, выполненной из яшмы в технике русской мозаики.
Реставрационные работы продолжаются.
Личные комнаты Александра III