Адрес: СПб, Адмиралтейский пр., д. 12
Особняк Лобанова-Ростовского, более известный как Дом со львами - один из самых знаменитых домов в Петербурге. Дом был построен в 1817-1820 гг Огюстом Монферраном, знаменитым архитектором Исаакиевского собора. Скульптуры на фасаде - в том числе те самые львы, давшие прозвище дому - выполнены скульптором Паоло Трискорни.
Между прочим, на одном из этих львов спасался от страшного наводнения 1824-го года главный герой Медного Всадника Евгений.
…На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…
- вот как пишет об этом Пушкин. Петровой тогда называли Сенатскую площадь; а так как Александровского сада тогда не было даже в планах, от парадного фасада Дома со львами действительно отлично просматривался Медный Всадник.
Сами Лобановы-Ростовские в здании почти не жили: оно изначально строилось для сдачи внаем. В 1821-м году Лобановы-Ростовские (вернее, их домовая контора) дали в газеты объявление о сдаче внаем «бельэтажа на площадь и на Вознесенскую улицу, а также двух зал в том же этаже, хорошо отделанных, удобных для концертов и маскарадов». Заглянем же в домовую книгу и узнаем, кто были арендаторами в Доме со Львами двести лет назад!
В цокольном этаже находилась первая в Санкт-Петербурге литография; там же работали мучная и мелочная лавки и портерная. Помещения в цокольном этаже были самыми дешевыми: аренда стоила от 1000 до 1750 рублей в год. На первом этаже помещались более богатые ремесленники: перчаточники и сапожники, а также разные департаменты (Комиссия строительства Исаакиевского собора и Провиантский департамент военного ведомства). В самом дорогом помещении Дома со львами - бельэтаже - почти целиком находился уже упомянутый Провиантский департамент. На третьем этаже поселилась самая разная публика: некая мадам Орсениус, державшая тут же пансион, управляющий княгини Лобановой, закройщики, живописцы, чиновники и специалисты, занятые в строительстве Исаакиевского собора. Общая сумма дохода от Дома со львами в год составляла около 100000 рублей - по тем временам целое состояние.
Работало в Доме со львами и еще одно замечательное учреждение: "Косморама". Слово "Отечественным запискам": «В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме... Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые». Да-да, это был своего рода "3D эффект": живописец Сур демонстрировал виды разных городов, а благодаря специальной оптике и освещению зритель видел стереоскопическую картинку. Особой популярностью пользовались виды Берлина, Потсдама, Гамбурга, Вены, Римы, арктические пейзажи, застенки инквизиции и вид Таганрога с домом, где умер император Александр.
Дом со львами мог также стать первым в России (если не в мире) домом, выигранным в лотерею. Хозяин дома, А.Я. Лобанов-Ростовский, именно так намеревался с ним поступить: выпустить миллион рублевых лотерейных билетов и разыграть дом. Но Николай I лично запретил эту сомнительную аферу, и предложил вместо до этого продать дом в казну. Вместе с домом была продана и уникальная библиотека, собранная князем, известным коллекционером и библиофилом - между прочим, за нее Николай I назначил Лобанову-Ростовскому пожизненную пенсию.
Получив Дом со львами в казну, Николай I разместил там Военное министерство России, которое и находилось там без малого сто лет. В советское время в здании работала физико-математическая школа.
В 2000-х открылась новая, не менее интересная, страница истории Дома со львами. В нем со дня на день откроется, возможно, самый фешенебельный отель в Петербурге - Four Seasons. Реконструкция здания, являющегося федеральным памятником архитектуры и находящегося под защитой ЮНЕСКО, вызвала, разумеется, бурные протесты градозащитников, особенно когда инвесторы начали сносить исторические флигели, разрушать внутренние интерьеры и строить мансарды, которых не было в первоначальном варианте; но капитал победил. Зато внутренние интерьеры будущего отеля, особенно 250-метрового президентского люкса, ничем не будут уступать княжеским - тем, которые были здесь двести лет назад.