Как добраться: выйти из станции метро "Садовая", перейти улицу и идти около 10 минут до угла Садовой улицы и Мучного переулка
В конце XVIII века неизвестный архитектор построил на Садовой улице напротив нынешнего Апраксина двора большое здание в стиле классицизма, о котором еще напоминают дошедшие до наших дней коринфские пилястры и треугольный фронтон.
В начале XX-ого столетия внешний вид дома за номером 25 по Садовой улице заметно отличался от своего нынешнего облика. На месте широких окон первого этажа в нем находилась открытая аркадная галерея, перекликавшаяся с галереей расположенного напротив Апраксина двора. Эта аркада была построена в 1842 году по проекту архитектора Ливена, из-за чего дом стали часто называть «Малым Гостиным двором».
В галерее находились магазины и конторы, самой известной из которых было представительство московского книгоиздательства И.Д. Сытина. Владелец предприятия, Иван Дмитриевич Сытин, был незаурядной фигурой. Полуграмотный отпрыск волостного писаря с годами стал миллионером и владельцем крупнейшей в России издательской фирмы. Каждая четвертая книга, изданная в стране, выходила в его издательстве. Сытин делал упор на дешевые, «народные» издания, следуя девизу «Дорогую книгу удешевить, а дешевую – улучшить». Помимо многочисленных сонников, религиозных изданий и «оракулов», издательский дом Сытина печатал множество детских книг и недорогие издания русских классиков - Пушкина, Гоголя, Толстого.
Согласно легенде, своими действиями Сытин невольно способствовал началу Первой Русской революции 1905 года. Жадный книгоиздатель решил не платить своим наборщикам за знаки препинания, обратив внимание, что они составляют 12 процентов набираемого текста. В масштабах огромного издательского бизнеса получалась немалая экономия! В ответ, возмущенные рабочие объявили забастовку и вывесили напротив фирмы Сытина плакат – «Требуем платить за запятые!» Бастующих поддержали и другие предприятия, и вскоре страну охватила всеобщая забастовка. Чтобы обуздать движение, царь Николай Второй был вынужден издать Манифест, где народу даровались демократические свободы, а расстроенная либеральная буржуазия еще долго говорила, что все началось из-за сытинской запятой.
Любопытно, что кровавые большевики, по-видимому, оценили заслуги Сытина по дестабилизации царского режима и вместо того, чтобы расстрелять злостного капиталиста, сделали Ивана Дмитриевича консультантом Госиздата и даже назначили ему персональную пенсию.
Помимо фирмы Сытина, в здание помещался кондитерский магазин «Жорж Борман», банковская контора «Покупка и продажа процентных бумаг, монет и медалей и страховых билетов, исполнение биржевых поручений», а так же дело неких братьев Живягных, поставлявших с 1840-ого года клей, лаки, краски и вареное масло. В здание работало множество банковских контор, явно предвосхитивших нынешние микрокредитные организации, оккупировавшие Садовую улицу и ее окрестности.
Аркада просуществовала в 25-ом доме до начала XX-ого века, когда на ее месте появились застекленные окна и двери, созданные архитектором П.Н. Волковым в 1879-1880-ых годах. Отныне каждый владелец конторы или магазина обустраивал принадлежащую ему площадь по своему разумению. Из-за этого окна и двери разноразмерными и не симметричными.
Прохожий всегда обращает внимание на первый этаж этого здания, обильно декорированный лицами молодых девушек. Шкодливый городской фольклор естественно объясняет подобный декор наличием в доме очередного дома терпимости. Но на самом деле таинственные красавицы - это не блудницы, а три грации - Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение). Они сопровождают богиню любви Афродиту и распространяют вокруг себя атмосферу радости и возвышенного веселья. Впрочем, критики именовали их не иначе как «вопиющая безвкусица, дурной тон, декаденс, упадок в зодчестве начала 20 века». Появились эти лепные украшения в 1905-ом году одновременно с исчезновением аркады, а автором «вопиющий безвкусицы» был архитектор-художник Георгий Люцедарский.
С 1922 года, во время НЭПа в здание функционировал универсальный магазин. Газета «Петроградская правда» сообщала, что в нем можно было купить колониальные товары, гастрономию, мануфактуру, одежду, косметику и канцелярские принадлежности. Помимо этого в доме работало правление Петроградского потребительского общества рабочих швейной промышлености «Терокоопшвей» и Центральный клуб союза швейников.
Любопытно, что сегодня у знаменитого дома целых четыре адреса: Мучной пер., 4, Садовая ул., 25, Банковский пер., 5 и Москательный пер., 3.