Адрес: СПб, Каменноостровский пр., д. 26-28
Как добраться от метро: от станции метро Петроградская пешком по Каменноостровскому пр. налево, 15 минут
Наземный транспорт: ехать по Каменноостровскому пр. на автобусе № 46, 5 минут
Это один из самых благоустроенных домов начала ХХ века — огромный жилой комплекс, настоящий «город в городе», с передовыми инженерными коммуникациями (канализацией, водопроводом, паровым отоплением, подъемными машинами, телефонами). Собственные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь, снеготаялка. Комплекс зданий обслуживали двадцать дворников. В каждом подъезде стоял швейцар. Здание содержит новинку — несколько десятков встроенных гаражей. Всего здесь было распланировано примерно 250 квартир, таким образом, дом стал «крупнейшим жилым комплексом в Санкт-Петербурге начала XX века», - так писали об этом здании без малого сто лет назад.
Речь идет о доме 26-28 на Каменноостровском проспекте. По сути это не дом, а целый жилой комплекс – он занимает почти квартал Петроградской стороны. В городе это здание называют «Дом Бенуа» или еще «Дом трех Бенуа», поскольку строился он по проекту трех представителей известной архитектурной семьи – родных братьев Леонтия и Альберта и их кузена Юлия Бенуа.
Почти столетие назад дом на Каменноостровском задавал вектор развития градостроительства. Казалось, если не таким, то каким же еще может быть элитное жилье в наступившем XX веке? После революции первых жильцов дома – князей, графов и промышленников, сменили большевистские вожди. Квартиры на Каменноостровском заняли товарищи Зиновьев, Угаров, Рахья и другие соратники Ленина, а в апреле 1926 здесь поселился и прожил до своей смерти глава Ленинградского губкома партии Сергей Киров. В его квартире, выходящей окнами на проспект, и сейчас принимает посетителей мемориальный музей. Несколько лет прожил в этом доме и здесь же работал над своей Седьмой (Ленинградской) симфонией композитор Дмитрий Шостакович.
В наше время Дом трех Бенуа получил всероссийскую известность благодаря бесчисленным криминальным телесериалам – здание находится неподалеку от «Ленфильма» и от студии питерского телевидения. Помимо удачной географии (съемочные группы «ментовских» сериалов экономят на всем и натуру выбирают поближе к технической базе) дом выделяется лабиринтом проходных дворов – всего их, причудливо соединенных друг с другом, больше десятка.
Дворы пронумерованы – якобы для удобства приходящего народа, но в этой нумерации, обозначенной крупными надписями краской у подворотен, разобраться крайне сложно. Лучше запастись терпением и бродить по дворам неспешно, не задаваясь целью выйти в определенную точку.
В адресе этого огромного добротного многоквартирного дома могли быть указаны и близлежащие улицы – Кронверкская и Большая Пушкарская – поскольку боковые корпуса этого огромного строения стоят и на них. По сути это крупнейший и самый благоустроенный жилой комплекс в дореволюционном Петербурге.
По заказу Первого Российского страхового общества проектирование и строительство этого жилого комплекса на 250 квартир осуществили три зодчих с одинаковой фамилией Бенуа. Имена и отчества архитекторов звучат так: Леонтий Николаевич, Александр Николаевич и Юлий Юльевич. В создании этого уникального жилого дома принимал участие и архитектор А.И. Гунст.
Огромный дом был спроектирован и построен в популярном в начале ХХ века стиле неоклассицизм и получил соответствующее определённой концепции архитектурно-скульптурное оформление. Северное и южное крылья здания соединены двурядной дорической колоннадой из красного гангутского гранита. Этим же камнем облицована цокольная часть зданий, в мелкими его обломками, выложенными в виде мозаики, отделаны стены первого этажа во внутреннем дворике. Изящные невысокие колоннады, скульптуры, маскароны, орнаменты с грифонами, дельфинами и рогами изобилия – дополняют оформление дома.
Поскольку предполагалось, что квартиросъёмщиками этого доходного дома будут состоятельные петербуржцы, то огромное внимание при проектировании и строительстве дома было уделено созданию комфорта, уюта. Дом имел автономную электростанцию, котельную, прачечную, мусоросжигательную печь, снеготаялку, телефонную связь, был оборудован лифтами.
После октября 1917 года некоторых жильцов «дома трёх Бенуа» уплотнили, и их квартиры превратились в коммунальные. Некоторые помещения новая власть предоставляла более ценным, в их понятии, людям: например, партийным деятелям, в том числе руководителям Ленинграда.
В доме проживали, но были выписаны по причине сталинских репрессий: Г.Е. Зиновьев (с 1924 по 1927 год), А.А.Кузнецов (с 1937 по 1946 год), П.С. Попков (с 1939 по 1950 год).
Первый секретарь Ленинградского горкома КПСС С.М. Киров жил в этом доме с 1926 года до дня убийства в Смольном в 1934 году. В 1955 году в его пятикомнатной квартире открыт мемориальный музей.
О творческих людях, некогда живших здесь, прохожих оповещают мемориальные доски, установленные на жилом комплексе со стороны Кронверкской улицы.
На горельефе одной из них легко узнаваем Дмитрий Шостакович. Композитор жил и творил в этом здании с 1937 по 1941 год до эвакуации в Куйбышев. Именно здесь Шостакович написал три первые части своей знаменитой «Седьмой (Ленинградской) симфонии». Во дворе дома, выходящем на Кронверкскую улицу, установлен бюст композитора.
С 1999 года в цокольном этаже «дома трёх Бенуа», со стороны Каменноостровского проспекта, даёт представления театр «Остров». В его фойе устроен небольшой музей любимого россиянами писателя и драматурга Александра Володина.
Прогуливаясь по Каменноостровскому проспекту, невозможно не заглянуть в открытый парадный двор этого прекрасного дома. Ряды колонн, оформляющие въезд в него, как будто затягивают внутрь этого идеально организованного с архитектурной и технической точек зрения пространства.